Хрустики, пряники, квас. Сувениры из Пскова стали хитом российского конкурса

Фантазия мастеров сувенирной продукции не знает границ © / Елена Коноплева / АиФ

В Пскове завершился окружной этап Всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Принять участие в нем приехали авторы из 27 регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Было представлено более 400 работ, сувениры четырех псковских мастеров стали победителями. «АиФ-Псков» поговорил с теми, чьи работы признаны лучшими.     

   
   

Один пряник – четыре номинации

«Низкий поклон вам за то, что вы делаете. Именно вы задаете моду на туристические сувениры. Вы становитесь через свои изделия просветителями, вы с помощью них рассказываете историю своего региона, его самобытность. Пора не просто путешествовать по России, а путешествовать за сувенирами!» – поблагодарил участников конкурса председатель правления Фонда развития общественных связей «Регион PR», основатель конкурса Геннадий Шаталов.

Псковскую область на конкурсе представляли 12 предпринимателей и организаций. На суд жюри они вынесли 24 работы. Победителей среди псковичей четверо.

Больше всех наград конкурса собрала Татьяна Мусатова с «Изборским пряником». Ее продукцию отметили аж в четырех номинациях. Пряник «Скобарь» занял первое место в «Гастрономическом сувенире (еда)». Коллекция псковских пряников («Пушкин», «Невский», «Скобарь», «Печать господарства Псковскаго», «Изборск», «Снеток» и «Варежка сето») стала второй в номинации «Линейка туристических сувениров региона», второе же место получила и сказка-раскраска «Путешествие кота Барона». А пряник «Александр Невский» занял третье место в номинации «Сувенир события».

Бренду «Изборский пряник» в этом году исполнилось 11 лет. Мастерская расположилась в самом сердце заповедной Изборской долины. Формы создаются по мотивам сказок и легенд, а рецепт теста – секретный.

«Особенно приятно, что отметили мою сказку, ведь это не прямой сувенир, а больше что-то культурное, – говорит Татьяна. – Немножко расстроило, что «Александр Невский» занял только третье место, он достоин, на мой взгляд, больших похвал».

В целом от конкурса у мастера остались хорошие впечатления. Говорит, что увидела много интересных сувениров, что-то даже купила. «Но я поняла, что люди, которые побеждают, участвуют в этом конкурсе постоянно, знают все его тонкости. Получается, что они делают сувениры под конкурсы. А на мой взгляд, лучший сувенир – тот, который активно продается».

   
   

Квас – псковский бренд

В номинации «Гастрономический сувенир (напитки)» первое место занял псковский квас. Его производитель – «Пивоварня купца Лапина», которая находится в Пскове.

Квас пивоварня начала выпускать в 2014 году. «Со временем пришли к тому, что для того, чтобы продвигать его в туристической сфере и привязать его к городу, надо работать над образом, – рассказывает представитель компании Никита Царьков. – Придумали этикетку, на которой изображен псковский Кром».

«Мы рады, что стали сувениром города. Считаем, что в Туле есть тульский пряник, а в Пскове должен быть псковский квас: такой гастрономический сувенир», – отмечает Никита Царьков.

Он рассказал, что рецепт кваса специалисты компании разрабатывали сами. «Наш квас отличается от остальных тем, что он суше. Есть более сладкие напитки, а есть более сухие, вот наш квас такой. Ну и с недавнего времени мы стали добавлять в него специи, тмин и кориандр.

Пивоварню изначально строили с учетом того, чтобы в будущем водить экскурсии по нему и развивать производственный туризм. Совсем скоро компания намерена запустить экскурсионную туристическую программу с дегустацией. С дружественных производств такие группы на своей пивоварни уже принимают, но чтобы сделать их массовыми потребуется пара месяцев.

«На победу в конкурсе мы надеялись, – говорит Никита Царьков. – От участия получили положительные эмоции. Была проделана большая работа и это награда за нее. Теперь точно понимаем, что путь, на который мы встали – верный, будем дальше развивать это направление».

Сувенирные огурцы

В хозяйстве фермера Ильи Иванова делают гастросувениры из огурцов. Лимонад, варенье, мармелад, пастила, чипсы: редко где такое доведется попробовать. В конкурсе «Туристический сувенир» его продукция участвует не в первый раз. Победу фермеру уже приносили вяленые огурцы, а огуречный лимонад занимал почетное третье место. А в этом году в номинации «Гастрономический сувенир (еда)» жюри присудило победу «Огуречному хрустику».

«Хрустик – это сухой соленый чипс, – рассказывает мама Ильи, Ольга Иванова. – По сути, сушеный соленый хрустящий огурец. Мы начали его делать для туристов и делали весь этот сезон. У нас такой принцип работы: мы делаем что-то для туристов, если им нравится, то с этой продукцией идем дальше. «Хрустик» одобрение получил, поэтому поехал на «Туристический сувенир». Второе место в этой же номинации заняли «Огуречные сласти». «Это варенье, пастила и мармелад, упакованные в одну коробку», – поясняет Ольга Иванова.

Все рецепты необычных продуктов – собственная разработка фермера и его команды. Единственное исключение – вяленые огурцы. Их производят по старинной технологии, описание которой случайно нашли в бабушкиной книге с личными записями.

КФХ Ильи Иванова находится в деревне Старые Буриги, основанной в XV веке. Место это само по себе примечательное. «Наша деревня имеет богатую историю, поэтому к нам приезжают туристы, чтобы увидеть эти земли своими глазами, а заодно и к нам заходят, дегустируют, удивляются, интересуются. Это для нас определенный стимул развиваться, придумывать что-то новое», – поясняет Ольга Иванова.

Карточная игра

Четвертым победителем в номинации «Идея туристического сувенира» стала игра-сувенир «Достопримечательности Псковской области», представленная Туристским информационным центром региона.

Игра в первую очередь предназначена для знакомства с псковской землей и включает в себя как историко-культурные, так и природные достопримечательности: Псков, Печоры, Изборск, Себеж, Талабские острова.

В комплект входят 25 парных карточек и книжка с кратким описанием каждого объекта. Играть можно одновременно в три игры: «Найди!», «Ловкие пальчики» и «Домик».

Как рассказали «АиФ-Псков» в пресс-службе ТИЦ, идея создания такой игры пришла в голову команде креативных менеджеров инфоцентра. Реализовали они ее довольно быстро, с дизайном помогли студенты Псковского государственного университета, которые постоянно проходя практику в учреждении.