Говорит и показывает. Чем удивляет гостей новый псковский музей радио

Основатель музея радио Николай Лунин не только осуществил свою детскую мечту, но и сделал прекрасный подарок жителям и гостям города © / Елена Коноплёва / АиФ

Псков стал еще на один музей богаче. В последних числах ноября в городе открылся Музей радио. Теперь все желающие могут послушать радиопередачи на ретро-приемниках, включить проигрыватель пластинок и даже посмотреть телевизор КВН-49. Основатель музея Николай Лунин не только осуществил свою детскую мечту, но и сделал прекрасный подарок жителям и гостям города. О том, как создавался музей, он рассказал «АиФ-Псков».

   
   

Досье
Николай Лунин родился в Красноярске. В 1980-х переехал с родителями в Ленинград, а потом в Псков. Окончил Псковский педагогический институт, но трудовую деятельность начал в автосервисе, где проработал 15 лет. В 2000-х организовал собственную фирму. В данный момент руководит компанией, которая занимается утилизацией опасных отходов, является основателем Музея радио.

Для пользы дела

- Николай, как появилась идея открыть музей?

- С детских лет это все началось. Я любил всякие технические штучки. Выписывал журнал «Юный техник», пытался повторять советы мастеров, которые там издавались. Любил поковыряться с аудиоприемничками, с магнитофонами, что-то спаять, что-то самому изготовить. Параллельно еще учился в музыкальной школе. И как-то, видимо, эти два увлечения – техника и музыка – в результате вылились в музей.

- Техника же тоже музыку воспроизводит...

- Естественно, вся почти, за исключением некоторых аппаратов, но в планах и их восстановить. С восстановлением, конечно, большая проблема в плане запасных частей. Некоторым аппаратам более 70-80 лет и, естественно, запасные части и радиодетали к ним просто уже не производят. В этом случае приходится из нескольких аппаратов, как это ни больно, собирать один рабочий. Остальные стоят на полочках и ждут.

Фото: АиФ/ Елена Коноплёва

- В какой момент вы начали собирать экспонаты для музея? Наверное, первое время хранили их дома?

   
   

- Нет, такого не было, потому что дома нужно жить. Пространство должно быть чистое и светлое. У меня есть помещение, в котором я и начал все это собирать порядка двух лет назад.

- Тогда уже задумывались о музее или просто для себя это делали?

- Ну зачем мне столько одному? Конечно, думал о музее. Что-то приобретал сам, что-то дарили, что-то спасал от свалки. Площади, которые занимают эти аппараты, таковы, что если бы я их собирал в том месте, где живу, то жить мне было бы совершенно негде. Сейчас у меня под склад всех этих приемников, магнитофонов и прочих аппаратов отдано около двухсот квадратных метров. Для сравнения: музей занимает около 70 квадратных метров. Понятно, что на складе все стоит намного плотнее, на стеллажах. Это здесь они так себя свободно чувствуют, каждому мы выделили свое персональное место, которое они заслужили своим трудом.

Уникальные и бесценные

- Некоторые экспонаты пронумерованы. Что это значит?

- Пронумерованы аппараты, о которых рассказывается в аудиогиде. Он у нас сделан для разных возрастных категорий: школьников, студентов и взрослых. Время прослушивания от получаса до двух-трех часов. Материала записано много, практически по каждому экспонату. Текст в аудиогиде читает заслуженный артист России, артист нашего драматического театра Сергей Владимирович Попков.

Для школьников, которые приходят сюда, практически все вещи незнакомы, они не встречались с ними в своей жизни никогда. Скажу даже больше: взрослые люди под час удивляются, потому что впервые видят некоторые экспонаты. В будущем мы хотим снабдить каждый аппарат еще и QR-кодом, чтобы каждый мог что-то почитать или прослушать об аппарате. В фойе находится терминал- компьютер с виртуальным музеем радиотехники. Там тоже можно получить интересующую информацию абсолютно о любом экспонате.

- Какие-то редкие экспонаты есть в музее?

- Конечно, есть. Что-то отдельное выделить не могу, они все по-своему уникальные и редкие. Наиболее представительные и ценные с культурной точки зрения для меня – конечно, довоенные экспонаты. Это радиоприемники 1930-х годов. Еще есть модель первого отечественного телевизора Б-2, 1936-го года выпуска. К сожалению, оригинал найти мне не удалось: этих телевизоров было очень мало выпущено, все они находятся только в центральных музеях России.

Есть у меня в коллекции и рабочий граммофон 1916-го года. Мне его в прошлом году на юбилей подарили друзья. Они его долго искали, в итоге нашли у пожилого мужчины-коллекционера. Он им сказал, что хотел бы, чтобы граммофон попал в хорошие руки.

Фото: АиФ/ Елена Коноплёва

- А есть ли такие устройства, которые вы еще не нашли, но пополнить ими коллекцию вам очень хочется?

- Да, конечно, но это уже достаточно редкие вещи и их появление в открытой продаже можно караулить не один год.

В музее представлено порядка, наверное, 20-30% от того, что я собрал. Дело в том, что очень много дубликатов. Например, модель производилась с 1952 по 1964 год, было несколько модификаций. Внешне они выглядят одинаково, а вся модернизация внутри. Их, конечно, тоже можно выставить, но для людей, посетителей музея, это будет выглядеть, как три или четыре одинаковых аппарата. В этом смысла я не вижу, поэтому выставлены единичные экземпляры.

Я чем больше занимаюсь этим делом, тем больше поражаюсь, насколько разнообразно представлены все эти аппараты в истории нашей Родины. Их просто тысячи видов! И, конечно, собрать все просто невозможно. О некоторых информация осталась только в виде рисунков. Многое же еще было утрачено в первые годы Великой Отечественной войны, когда было предписано сдать все радиоприемники, чтобы избежать поступления недостоверной пропагандистской информации от фашистов. Хранились они в здании почтамта и во время его разрушения погибли, поэтому в Пскове мало что осталось. Основные экземпляры находятся в центральных городах: Москве, Санкт-Петербурге.

Вместить невместимое

- Как и где вы ищете экспонаты?

- На разных интернет-площадках, таких как «Авито», «Мешок», где люди легко расстаются с тем, что им не нужно.

- Приходится ездить в другие города за ними?

- И в Москву, и в Санкт-Петербург, да и практически вся наша область изъезжена. Бывает такое, что люди хотят продать аппарат, но нет возможности его выслать. Или экспонат очень нежный и возрастной, и его очень страшно пересылать транспортными компаниями.

- Какого периода у вас экспонаты?

- Я интересуюсь всем периодом СССР, в том числе и России. Но в данный момент в экспозиции представлены аппараты начала XX века и где-то до 1970-х годов, не моложе.

- Почему именно до 1970-х?

- Потому что дальше уже идет следующая эпоха. И на нее уже площадей не хватает. Я планирую, что экспозиция периодически будет меняться: какие-то аппараты будут уезжать на склад, а их место будут занимать экспонаты другого формата или другой эпохи. Смена экспозиции будет зависеть от интереса со стороны гостей.

Есть планы выставить проигрыватели винила: у меня их тоже большая коллекция. Есть коллекция катушечных магнитофонов. Сейчас представлены магнитофоны середины прошлого века, но можно выставить и более современные экземпляры, которые покажут свое превосходное звучание.

- Вы когда музей задумывали, наверное, ездили, смотрели, как это лучше сделать, что-то брали на заметку?

- Конечно. Для меня всегда эталоном музейного искусства были и есть наши государственные музеи, а конкретно – Центральный музей связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге. Замечательный музей, я его посетил уже три раза. Кроме этого, я побывал во многих частных музеях. Этим летом мы путешествовали с друзьями по Золотому кольцу России и посетили очень много замечательных музеев, в том числе музей радио и граммофонов в Переславле-Залесском. Очень интересная интерактивная экспозиция была в Ростове Великом. Оттуда, кстати, я почерпнул некоторые идеи для своего музея.

Фото: АиФ/ Елена Коноплёва

- Что именно?

- Там была прекрасная выставка по мотивам фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Он как раз и снимался на территории Ростовского кремля. В палатах, где происходили съемки, была выставлена экспозиция с применением различной светотехники, аудиогида. Это я у них подсмотрел и попытался воплотить здесь.

Вспомнить молодость

- Приносят ли вам что-то люди? Все ли вы берете?

- Если человек что-то хочет подарить, конечно же, мы возьмем. Как мы можем препятствовать такому желанию? Это всегда прекрасно, когда ты хочешь чем-то поделиться.

- Представлены ли на выставке экспонаты из вашего детства?

- Да, есть такие. Здесь выставлена небольшая экспозиция фото- и кинодела: кинокамеры, фотокамеры. И есть два моих первых фотоаппарата: «Смена-8», я ею еще в школе снимал, и «Зенит», который мне подарили родители на день рождения в 1985 году.

Также представлена линейка мобильных телефонов: с того момента, как они начали появляться. Мне удалось их сохранить каким-то образом. Видимо, любовь к коллекционированию давно зародилась, даже когда я этого не осознавал.

- Я понимаю, что музей только открылся, но не могу не спросить: есть посетители?

- Заявки уже поступают. На самом деле, у нас очень много интересующихся радиосвязью, радио, вообще техникой. У меня в планах провести несколько мероприятий с интересующимися людьми. Ну, и конечно, для школьников много интересного готовим, в том числе планируем открыть радиокружок.

- Школьники у вас уже были?

- Были из Острова девятиклассники, им очень понравилось. Мы продемонстрировали, как работают некоторые экспонаты, показали небольшой фильм. Тут надо учитывать специфику школьников, что долго они не могут воспринимать материал, поэтому вся программа длится около 40 минут, чтобы не перегружать информацией детей.

- А частные посетители заходят? Насколько они задерживаются?

- Заходят, в среднем на час. Но опять же многое зависит от человека. Я вам рассказывал, как сам музей посещал. Конечно же, я не могу похвастаться такими площадями, такими эксклюзивными экспонатами, как в центральных музеях, но и у нас есть на что посмотреть. Вспомнить молодость, опять же.