Главное, чтобы костюмчик сидел. Как новгородцы псковичам шишаков набили

Наталья Бочина Фото: из личного архива.

Об этом и не только мы расспросили у главного специалиста отдела декоративно-прикладного творчества (а попросту – Дома ремёсел) Псковского областного центра народного творчества Натальи БОЧИНОЙ

   
   

Ольга Миронович, PSKOV.AIF.RU: - Наталья Алексеевна, а Вы сами умеете что-нибудь мастерить?

- Конечно, я плету кружева на коклюшках, которые называют вологодскими. Меня одна бабушка-музейный смотритель научила, она была родом из Вологды. Да и мой собственный дед родился неподалёку от Ферапонтова монастыря, а гены, сами понимаете, всегда дают о себе знать.

Кроме  того, я очень люблю вязать носки. Так получилось, что я переехала в Псковскую область с юга России, и сразу начала мёрзнуть. Поэтому быстренько купила спицы и навязала себе всякой всячины.

- А как насчёт ткачества?

- Если сильно понадобится, то сяду и натку полотна. Я знаю, как зарядить став, могу растянуть 200 нитей на 10 метров, потому что в своё время специально ездила в Крупп учиться этому у тамошних мастериц. Но это ремесло уж очень трудоёмкое.

Это как с пирогами. Когда я училась их печь, то первым можно было человека убить, а десятый все наконец-то признали вкусным. С тех пор я пирогов не пеку, но знаю, что могу.

   
   
Работа Натальи Бочиной. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- А какое у вас образование?

- Я закончила филологический факультет Псковского пединститута, но сразу же пришла работать в Псковский музей-заповедник экскурсоводом.

В 1978 году вышло постановление партии и правительства о развитии и возрождении народных художественных промыслов, благодаря чему ровно тридцать лет назад музей создал экспозицию «Народное искусство Псковской области», которая так и выставлена до сих пор почти в неизменном виде.

Вдобавок я помогала организовывать шикарные выставки народного творчества, которые каждые два года проходили в кремлёвском доме причта. У меня до сих пор хранятся каталоги этих выставок. Все районы Псковской области присылали туда изделия лучших мастеров, некоторые из них музей даже приобретал для своей коллекции.

В общем, я всю жизнь только тем и занималась, что изучала народные промыслы, тем более, что в запасниках Псковского музея-заповедника хранятся поистине космические вещи. Космические. Сейчас, конечно, тоже есть интересные молодые ткачихи, но они больше озабочены тем, чтобы придумать что-то новое, самовыразиться. А традиционные вещи – это  всегда намного больше, чем индивидуальное творчество.

Экспонат Псковского музея-заповедника. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- Почему же их почти никогда не выставляют?

- Даже и в те времена, когда начался такой бешеный интерес к народному творчеству, не многие понимали истинную цену этих экспонатов: «фу, какие-то тряпки».

Дом ремёсел. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- А если в Доме ремёсел устроить выставку?

- Из музейных запасников можно было бы извлечь и показать людям ТАКОЕ… Но не в центре народного творчества. Мы же разные организации. Даже для того, чтобы перевезти экспонаты из музея к нам через дорогу, надо заплатить колоссальные страховые взносы и к тому же добиться разрешения от Минкульта. Поэтому большая часть из того, что выставлено в нашей постоянной экспозиции – это вещи из частных коллекций. К примеру, вот это старинное полотенце с меандром лично моё. Посмотрите, какой это тонкой работы текстиль.

Экспонат Псковского музея-заповедника. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- Современный текстиль ручной работы такого же качества у вас в коллекции есть?

- Сейчас таких мастериц днём с огнём не сыщешь. Многие занимаются рукоделием, но увлекаются всякими модными штучками: варят мыло, нижут бусики, шьют примитивные игрушки по чужим лекалам. Немногие отваживаются овладеть искусством своих прапрабабушек, потому что дело это, и вправду, непростое.  

- Поэтому городские ярмарки мастеров стали такими неинтересными?

- Первая в Псковской области ярмарка мастеров была организована в 1999 году – на 200-летие со дня рождения Пушкина. Получилось очень здорово. Мне мастера из Белоруссии и Санкт-Петербурга до сих пор звонят, не зная, что Псковский областной центр народного творчества давно уже не имеет к таким ярмаркам никакого отношения. На этом поле теперь и так слишком много заинтересованных игроков. Поэтому на теперешних ярмарках больше китайских фонариков, чем настоящих произведений искусства.

Есть и другая причина. Ещё недавно почти все посетители Дома ремёсел с порога спрашивали: «А что у вас можно купить?». Приходилось объяснять, что мы не коммерческая организация, продажей не занимаемся, можем только посоветовать, к кому обратиться. А теперь такого уже не услышишь. У людей просто не стало лишних денег. Это очень заметно.

- А правда, почему в Доме ремёсел ничего не продаётся. Это ж неправильно! Турист приходит, а тут такой облом…

- Это не наша вина. В Пскове не раз поднимался вопрос, что надо организовать для туристов какой-нибудь централизованный пункт продажи изделий народных мастеров, чтобы это были не китайские подделки, а настоящие вещи ручной работы, но так ничего из этого и не вышло.

В результате у нас есть мастерица, которая всю зиму ткёт пояса в традиционной технике, а потом отвозит их оптом в магазин питерского музея этнографии – по полторы тысячи за штуку. А там они расходятся уже по 5 тысяч за штуку.

- Неужели такой спрос на пояса?

- Интерес к народному костюму есть всегда. А без пояса – какой костюм? Пояс считался настолько обязательным элементом одежды, что иногда его подвязывали даже под сарафан, если сарафан был из парчи и его ни в коем случае нельзя было мять поясом.

- Я только недавно познакомилась с предпринимательницей из Марий Эл, которая открыла фирму по производству народных костюмов. Всё жду, когда же и у нас появятся такие фирмы…

Жители Марий Эл в традиционных костюмах современного производства. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- Настоящий костюм в традиционном стиле очень непросто изготовить. Особенно, псковский, которого, по мнению некоторых этнографов, вообще не существует.

- Как это «не существует»?

- Возьмите Рязанскую губернию. У них сохранились оригинальные костюмы какого хочешь уезда, а псковского вы не найдёте даже в самых богатых коллекциях. Например, в коллекции Музея этнографии.

Есть мнение, что псковичи были слишком подвержены чужому влиянию, так как исстари жили на перепутье. К тому же близость Санкт-Петербурга привела к ранней урбанизации псковской деревни.

Главными переносчиками заразы под названием «мода» были, конечно же, мужчины, которые уходили на заработки в столицу, а потом привозили оттуда жёнам подарки: митенки, шали, зонтики, блузки. В результате мещанский стиль овладел псковской глубинкой раньше, чем где-либо ещё.

Автор этого интервью в мечтах о псковском костюме. Фото: АиФ-Псков

А если где-то в совсем глухих деревнях и сохранялся традиционный костюм, то после многочисленных войн и пожарищ от него не осталось и следа. Много вы знаете образчиков старинной псковской резьбы по дереву? Вот и с костюмами та же беда.

- И как быть тем, кто на Международные Ганзейские дни хочет нарядиться в традиционный псковский костюм?

- Я всегда советую взять за образец русский народный костюм Северо-Запада России и попробовать добавить к нему псковские мотивы из сохранившихся в музеях, на фотографиях и картинах элементов. У каждой псковской крестьянки в сундуке было «доброе», «поддоброе» и «третье».

В «доброе» она наряжалась, может, несколько раз в жизни – это были самые её красивые, доставшиеся от бабушек, рубашки и сарафаны. В «поддобром» ходила в люди. В «третьем» - в хлев скотину обряжать. На самом деле набор одежды и  в «добром» и в «поддобром» был один и тот же. И у богатой крестьянки был тот же набор одежды, что и у бедной. Отличия – лишь в качестве ткани и богатстве декора.

Шишак. Фото из архива дома ремёсел.

Что касается отличительных признаков псковского костюма. Допустим, всем известен такой элемент традиционного псковского костюма, как шишак – расшитый перламутром головной убор с шишечками.

Поскольку ни у кого больше, кроме как у торопецких крестьянок, никто его не видел, то я думаю, что это, скорее, головной убор жительниц южной окраины Псковской губернии.

А на самом деле самым распространенным у нас женским головным убором было, по-видимому, такой, как на фотографии из коллекции Государственного исторического музея – в виде расшитого перламутром…

- Ведра?

- Ну да, похоже. Мы недавно заказали оба этих головных убора известной новгородской мастерице Дине Константиновне Чайниковой, и теперь в Доме ремёсел можно увидеть их современные реплики. Конечно, не из перламутра, а из бижутерии, но это всё равно очень качественная работа.

Псковский кокошник. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- А что этот «шишак» означает, какой в этих шишках сокровенный смысл?

Псковский шишак. Фото из архива дома ремёсел.

- Многие исследователи утверждают, что эти усеянные бисером шишки являются символом плодородия и обозначают зерно, семя.

К тому же они могут имитировать жабьи «бородавки», поскольку жаба является древнейшим символом плодовитости и почиталась за своё якобы волшебное свойство приносить людям достаток не только на Востоке.

Понятно, что такой дорогой головной убор надевали, может быть, раз в жизни на свадьбу, к тому же он имелся не в каждом доме.

И наверное, сам по себе приносил удачу, ведь люди же верили, что трижды венчальные полотенца способны излечить даже от самой тяжёлой хвори.

Такой же шишак есть на фотографии из знаменитой коллекции Шабельских. Там девушка к тому же одета в жилетку из меха то ли бобра, то ли выдры.

Фото из архива дома ремёсел.

В изданном музеем этнографии атласе крестьянской одежды есть также псковская красная ферязь – верхняя женская одежда с прорезями для рук и длинными ложными рукавами, которые либо завязывались за спиной, либо ниспадали до земли по бокам.

Ферязь. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Нам такой же сшила Людмила Николаевна Шульгина – известный в Пскове мастер кройки и шитья.

А Дина Константиновна Чайникова сшила для нас «штофный» сарафан из набивного ситца с позументом, подбитый ватой, подобный тому свадебному псковскому сарафану, что представлен в постоянной экспозиции Поганкиных палат. Правда, там он парчовый.

Псковский костюм в музее и в доме ремёсел. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Вообще производство традиционных костюмов – дело очень непростое и под силу только грамотным людям, которые и необходимыми этнографическими знаниями обладают, и художественным чутьём, и скрупулёзностью. А то можно таких костюмов нашить, что у нас по городу на праздниках будут ряженые бегать.

Фото из архива дома ремёсел.

- К сожалению, псковские народные коллективы чаще всего разодеты именно как ряженые. Когда я вижу семидесятилетних бабулечек в девичьих коронах, я не понимаю, зачем они так над собой издеваются.

- Это правда. Ведь такие короны носили только невесты.

Иногда ко мне приходят артисты из этнографических коллективов и просят проконсультировать, но нам с ними никак не найти общий язык. Я им объясняю, что даже сценический этнический костюм должен выглядеть достойно, а они мне - что у них «другие» задачи…

- У вас у самой есть сшитый в традиционном стиле костюм?

- Я для этого слишком привередливая. Такой полупарчи, как мне хотелось бы, не достать, а ходить в шторах я ни за что не буду. Я бы, скорее, предпочла современный костюм с традиционными мотивами. Или костюм в русском стиле.

Лет сто назад такие костюмы как раз вошли в моду у даже очень богатых русских дам.  Один такой костюм есть, например, в Метрополитен-музее. Это всего лишь стилизация, но очень изысканная.

Думаю, что в Псковской области имеются мастера, которым под силу такая работа. Например, много традиционных костюмов на заказ делает изборская ткачиха и художница Гусляна Картюшова.

А также наша известная сказительница Евгения Буйко, которая смогла воспроизвести старинную технику набойки и шьёт изделия из настоящего льна. К тому же она занимается серьёзными научными исследованиями традиционного псковского костюма.

Знаю, что в Латвии освоили производство тканей, которые выглядят, как настоящие старинные, но более практичны в носке, и некоторые наши мастерицы их покупают…

Костюм княгини Ольги. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

У нас в Доме ремёсел есть даже фантазийный костюм княгини Ольги: очень интересная авторская работа одной псковской художницы по костюмам, которая обладает гениальным чутьём, но при этом даже имя своё упоминать запрещает.  

Понятно, что таких мастериц – раз, два и обчёлся, а в большинстве своём современные псковички почему-то не унаследовали от своих прапрабабушек ни мастеровитости, ни вкуса.

Фото из архива дома ремёсел.

Ведь какой традиционный костюм ни возьми – только диву даёшься, насколько наши предки умели сочетать цвета, материалы и декор. Они были художниками от природы, а теперь люди настолько отформатированы массовой культурой, что не умеют одеться даже в готовые вещи. 

- Может, псковским властям пора организовать в каком-либо из этих учебных заведений целевую группу мастериц традиционного костюма. Глядишь – к Ганзейским дням и раскрутили бы в городе не только спрос, но и предложение на качественные вещи в народном стиле.

- Я бы с удовольствием им всё рассказала, показала, объяснила, где самим брать информацию. Но что-то не верю в такую возможность.

Знаете, раз в два года в Ярославле проходит колоссальный форум, посвящённый исключительно традиционному русскому костюму. Там тебе и мастер-классы, и лекции, и дефиле. Вот куда надо начинающих мастериц делегировать, потому что там учат делать настоящие вещи. А псковичей на этом форуме не бывает вообще.

В этом году Российскому дому народного творчества исполняется сто лет и по такому случаю в Музее искусств имени. А.С. Пушкина в декабре откроется выставка «Кукла в национальном костюме». Боюсь, что и там псковской куклы не будет.

Видите вот эту изумительную традиционную куклу в шишаке? Я приобрела её для нашей коллекции у известной новгородской художницы Ольги Олонцевой. Когда получала деньги, чтоб ей заплатить, бухгалтер на эту куклу взглянула и говорит: «Ну и страшная!». 

Кукла в псковском костюме. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Смотрите также: