Три Дамы пик. Чего ждать от нового Пушкинского фестиваля?

Такой увидят старую графиню в исполнении Веры Цвиткис из "Коляда-театра" © / АиФ

«Пещное действо» в Приказных палатах

Мария Маркова,pskov.aif.ru:   - За годы проведения Пушкинского фестиваля на его площадках выступало множество театральных коллективов не только со всей России, но и из других стран. Какова география в этот раз?

   
   
Фото: АиФ

- На сегодняшний день у нас запланировано выступление десяти российских творческих коллективов, к которым присоединится Псковский драматический театр с новой постановкой «Пиковая дама». Также планируется выступление концертного хора Санкт-Петербурга. Основная программа пройдет на большой и малой сценах Пушкинского театра, в филармонии, кукольном театре и Приказных палатах.

- К каким новинкам готовиться?

- Первый раз в рамках Пушкинского фестиваля пройдет режиссерская лаборатория под руководством известного театрального критика Олега Лаевского. Три разных режиссера выберут три разных сюжета из произведений Пушкина, задействуют артистов Псковского драмтеатра: каждый руководитель наберет свою группу и будет вместе с актерами репетировать непосредственно во время фестиваля. Эти эскизные работы покажут зрителям, их будут обсуждать театральные критики и пушкинисты. Это новый формат, как для нашего театра, так и для всего фестиваля.

Также необычным будет выступление ансамбля древнерусской музыки «Сирин» 9 февраля в Приказных палатах. Руководитель ансамбля Андрей Котов предложит вниманию псковской публики реконструкцию богослужебного чина 16-18 веков «Пещное действо». Конечно. Это будет концертное исполнение певческого чина и это событие предворяет научную конференция «Литургия и театр».

Фото: АиФ

- То есть акцент в этом году сделан на взаимосвязи театра и церкви?

- Можно сказать, что в центре внимания находится связь литургической и театральных форм духовной жизни. В Пскове соберутся историки, филологи, священники, театроведы, специалисты по истории церкви, чтобы обсудить вопросы взаимовлияния культуры и культа, литургического и театрального действа. Темы будут разнообразными, например, Александр Лифшиц, профессор-филолог из Москвы будет интерпретировать гоголевского «Ревизора» через жития святых. Алина Бодрова из «Пушкинского дома» рассмотрит влияние священных текстов на творческую эволюцию Пушкина. А в лекционной программе фестиваля предполагается, например, доклад Нияза Игламова из Казани о театре в исламской культуре. Важно, что мы стремимся к восстановлению формата научной лаборатории формата Пушкинского фестиваля.

   
   

- В этой театральной афише целых три «Пиковые дамы»!

- Тем не менее спектакли абсолютно разные. С одной стороны - «Коляда-театр», скажем так, радикально антибуржуазный, с другой – спектакль от театра «Кукольный формат». Как я уже сказала, наш театр тоже готовит «Пиковую даму», где роль графини исполнит старейшая актриса театра 90-летняя Мирра Горская. Это достаточно серьезный шаг для режиссера – задействовать Мирру Александровну, но она очень подходит для этой роли, в ней чувствуется нужная стать, которому не каждому дана.

Фото: АиФ

- В репертуаре фестиваля «непушкинские» произведения. В этом году  - Булгаков, Островский, Аксаков, Достоевский. Почему? Театрам недостаточно Пушкина?

- Если задаться целью собрать только Пушкина, то это вполне возможно.

Сцена из спектакля "Братья Карамазовы" Небольшого драматического театра Фото: АиФ

 

Но в таком случае придется где-то пожертвовать качеством. Фестиваль не первый год выходит за границы пушкинского материала. Пока мы решили ограничиться русской классикой.

- В этом году арт-директором фестиваля стал известный театральный критик Андрей Пронин. Как это отразилось на репертуаре?

- Большинство спектаклей Пушкинского фестиваля спектаклей 2017 года – это премьеры 2016 года.

Андрей Пронин отвечает за качество театральной продукции. Он видел все эти спектакли, его мнению можно доверять.

- Что можно сказать о проблемах фестиваля?

- Конечно, это финансовый аспект. Бюджет фестиваля очень скромный. На эти деньги можно провести хороший фестиваль моноспектаклей, но привезти большие коллективы очень сложно. К примеру, в списке, который предлагал Андрей, были и Томский, и Пермский театры, они готовы были приехать, но это не получилось по финансам. В то же время находится место и для благотворительности: концертный хор Петербурга, который выступит в БКЗ 10 февраля, приедет за свой счет, а все средства, которые будут получены от продажи билетов, будут направлены на строительство храма святого Луки при Псковской городской больнице.

Вторая проблема - логистика: очень сложно организовать приезд участников, поскольку многие приезжают индивидуально. С некоторыми участниками сложно утвердить дизайн печатной продукции. Кстати, у нас планируется появление нового персонажа в дизайне Пушкинского фестиваля, но это пока секрет.

Был бы пенициллин

- То есть самоокупаемость для фестиваля – недостижимая места?

- Если бы мы хотели окупиться, то билеты должны были бы стоить от 4000 рублей. На самом же деле цены гораздо ниже. Кроме того, у нас действует коллективная система скидок, что должно быть интересно различным организациям. Отмечу, что некоторые спектакли уже почти выкуплены: популярностью пользуется работа Бориса Бирмана «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш», который полюбился псковичам спектаклем «Человек, обреченный на счастье» на Довлатовском фестивале. Почти все билеты проданы на «Записки юного врача» театра «Мастерская». Этот спектакль получил «Золотой софит» и номинирован на «Золотую маску».

- Еще в афише фестиваля есть две «Золотые рыбки».

- Есть два режиссера, которых зовут Лариса Маркина, одна живет в Санкт-Петербурге, другая в Москве, обе они поставили «Золотую рыбку» и обе играют там роль старухи. В итоге было решено обязательно привезти их обеих. Эти два спектакля пройдут в один день. Лейтмотивом спектаклей станут сцены из супружеской жизни по мотивам этой сказки.

И еще одна курьезная ситуация связана с выставкой «Другой Пушкин». Ее авторы две сестры, Мария и Наталья Арендт, которые являются прапраправнучками лейб-медика Николая Арендта, который лечил Пушкина после дуэли. Их посыл таков: нам жаль, что дедушка не спас поэта, но мы решили пофантазировать на тему, что бы стало с Пушкиным, если бы был изобретен пенициллин и он остался жив и, возможно, пережив клиническую смерть, стал бы творить в еще каких-то областях помимо литературы. Будут иллюстрации к произведениям поэта, портреты, выполненные в разных техниках (живопись, текстиль), будут инсталляции, видеоарт. Обязательно советуем посетить эту выставку, как и сам фестиваль, конечно.

Смотрите также: