В Пскове классический, но любительский балет появился случайно, когда в 1975 году сюда приехала балерина, преподаватель классического танца Любовь Изотова, увы, уже покойная. А «Щелкунчик» жив. Сейчас без него не проходит ни один городской праздник. Маленькие лебеди вряд ли когда-то станут примами. Почему они, сознавая это, рвутся на занятия? Что им даёт классический танец?
Солистка балета
- Юлия Ивановна, ведь вы долгое время были солисткой «Щелкунчика», говоря языком спорта, играющим тренером.
- Да. Танцевала, даже будучи замужем. А вообще я в ансамбле уже почти три десятилетия, с тех пор как мама привела меня, первоклассницу, к Любови Григорьевне Изотовой, которая в прошлом была примой Ташкентского театра оперы и балета имени Навои. Тогда была просто студия классического танца. Название придумали позже, когда ставили дивертисмент из балета «Щелкунчик». И, как гласит предание, в ансамбле занимались двести девочек. Да, я была одной из солисток.
- Но почему не пошли в Вагановское училище?
- Мама хотела меня показать, но не решилась. Я больше скажу, за мою многолетнюю практику я не встретила ни одного ребёнка, у кого были бы шансы туда поступить. Есть очень способные девочки, но всегда чего-то не хватает: или формы, или подъёма, или выворотности стопы.
- Неужели нет ни одной псковички, кто бы учился в балетном училище?
- Есть! Анастасия Константинова. Только она пришла туда из художественной гимнастики. Она к нам приезжала, проводила мастер-классы, на пуантах позанималась с моими девчонками. Как они были счастливы! Искусство балета (может, звучит высокопарно) приподнимает над обыденностью, делает детей другими, воспитанными, сдержанными – это все отмечают. Недавно в Пскове возродилась традиция новогодних балов, так дети словно в другой мир попадают. А образование… Многие выходцы из «Щелкунчика» закончили наш колледж культуры, отделение хореографии, работают в ансамблях. А вот необычная история. Ксения Иванова была у нас в ансамбле солисткой. Окончила технический лицей, потом экономический факультет СПбГУ. Попала к нам на юбилейный концерт. Подошла ко мне: «Я мечтаю танцевать, хоть и прошло 5 лет». И действительно, работала по специальности, а у нас вечерами занималась. Через полгода вернулась в Санкт-Петербург и поступила в колледж искусств на очное отделение. Любовь к балету победила.
- Вы всех желающих берётесь учить классическому танцу? Даже тех, кому внешние данные не позволяют?
- Как я могу не взять, если ребёнок хочет? Не могу его оттолкнуть. Есть у меня группа полненьких девочек, но они повзрослеют, вытянутся. Зато следующая группа как на подбор, мы с ними иногда по 5 часов занимаемся. Они танцуют и композицию на пуантах. Мы - ансамбль классического танца, хочется выглядеть красиво, а не комично, поэтому полненьких девочек ставлю в последнюю линию, хотя все мечтают хотя бы о первой. Мне кажется, каждая оценивает свои возможности, ведь в примы выходят единицы, и не потому что они избранные, просто природа дала им больше. Может, я и слепа, но не думаю, что они яростно завидуют солисткам. Нет, иголки в тапках не про нас…
Билеты за свой счёт
- Любой городской праздник не обходится без вашего ансамбля: красивая музыка, костюмы, сейчас вы собираетесь на фестиваль в Гамбург, в прошлом году были в Юрмале, выступали на сцене «Дзинтари». Финансирование позволяет?
- Какое финансирование? О чём вы? Всё за счёт родителей, они наши спонсоры. Если не сами, то ищут других. У нас занимаются дети бюджетников: учителей, врачей. Не знаю, может, я сама не прошу, не требую, не стучу кулаком, поэтому нам и не дают? Правда, один раз при старом директоре Наталье Никитичине Арсеньевой поощрили - выделили автобус для поездки в Петербург, в Михайловский театр. Но билеты за свой счёт покупали. Поэтому и по области ездим редко: проблема транспорта, денег. Центр народного творчества стал приглашать на Пушкинские праздники, там мы танцуем на Михайловской поляне. А костюмы, поездки на фестивали - исключительно за счёт родителей. Они нам достаются долго и дорого. Ткани я покупаю в Санкт-Петербурге, привозит мой муж, а раньше на себе тащила. Родители девочек делают «сборку», потом сдаём в ателье. Поездки - так же: ищу сама, где можно девочек показать, списываюсь, предлагаю. Я, наверное, поверила Булгакову: ничего не просить у сильных мира сего. Но они так ничего и не дают… Спасибо, что не выгоняют из старого тесного зала на Рижском проспекте. Он так давно требует ремонта… Нет, нам новый директор ГКЦ обещал сделать ремонт. А как хотелось бы заниматься в просторных классах, в Доме с колоннами, где играла бы классическая музыка!
- Кстати, о ГКЦ. Совсем недавно псковскую культуру лихорадило: коллектив выступал против директора, было недовольство начальником управления культуры Пскова. На «Щелкунчике» это отразилось?
- В такие передряги я стараюсь не влезать. Просто предыдущий директор ГКЦ был хороший режиссёр, а не менеджер. А мы занимались своим делом, поэтому нас коснулось мало. Недавнюю кадровую лихорадку всё равно не сравнить с провалом 90-х - началом 2000-х. Развал в стране совпал и с уходом Любови Григорьевны, мне тогда пришлось возглавить коллектив. Но мы выстояли, и теперь нас хвалят.
- Наверняка это связано с вашей личностью. Знаю, что девочки в вас влюблены. Многие ходят в «Щелкунчик», потому что нравится с вами общаться.
- Ой, правда, так говорят? И я их всех люблю. Только на первом занятии они чужие, а потом становятся родными.
- Юлия Ивановна, в культуре такая маленькая зарплата. Вас любовь к балету там держит?
- Скажем так: моя семья позволяет заниматься любимым делом. Мама сидит с ребёнком, отпускает во все поездки, а муж обеспечивает тыл.
- А где вы черпаете идеи для своих постановок?
- В музыке, картинах. Например, увидела нашу будущую миниатюру в картине Де Га «Голубые танцовщицы». Езжу на балеты в Москву, Петербург. Мне интересна современная хореография. Недавно видела «Ромео и Джульетту» в постановке испанца Начо Дуато. Пришла в восторг.
- Ваш идеал балерины?
- Светлана Захарова! И мои девочки любовались ею в Михайловском театре: она танцевала Аврору в «Спящей красавице».
- За конфликтом в Большом театре следили?
- Конечно. Там происходящие метаморфозы связывают с именем Цискаридзе. Но, слушая интервью с ним, думаю, он прав, ему хочется верить. Он же занимался у Улановой. Она могла распознать, есть ли в нём тёмные силы. Думаю, его совесть чиста. В Большом сейчас царит анархия, много против балета делается. Но в нашем маленьком коллективе и в нашей псковской культуре, надеюсь, ничего даже похожего не произойдёт…
Смотрите также:
- Сергей Мазаев: «Классическая музыка - это как секс с любимой,а ещё классика хороша для профилактики звёздной болезни» →
- Александр Малинин: «Могу по электричкам петь» →
- Елена Новицкая: «Классикой никого не удивишь» →