Муза и талант. «СеЗаМ-2012» петрозаводского фоторепортера

   
   

Петрозаводский фоторепортёр Владимир Ларионов стал лауреатом премии «СеЗаМ-2012», победив в конкурсе журналистов Северо-Запада России.

Высокую оценку получил цикл его фотографий «Лица современников». Однако в интервью речь пойдёт не только о лауреате, но и о его музе - жене нашего героя, талантливом фотографе Ирине Ларионовой. В Петрозаводске их многие знают. И уважают. Не только за верность профессии, но и, не в последнюю очередь, за верность друг другу, своей семье, своим друзьям. Мы давно знакомы, поэтому на «ты».

Как солдат стал мэтром

«АиФ-Карелия»: - Володя, твои фотографии, фоторепортажи охотно публикуют и местные издания, и питерские, и московские газеты, и фотоагентства ИТАР-ТАСС, РИА-НОВОСТИ, Рейтер, Ассошиэйтед пресс … Не кружит голову такой успех?

В.Л.: - Не кружит и не заносит. Во-первых, горы работы - некогда дурью маяться. Во-вторых, много тех, кто снимает не хуже. Известность - ещё не мировое имя, как, например, у моего главного заочного учителя, выдающегося репортёра Анри-Картье Брессона. Образцом считаю и питерского фотографа Сергея Максимишина. В Карелии одно время работал настоящий мастер Владимир Семин - он давно живёт и снимает в Москве. Из фотографов районной прессы с уважением выделяю сегежского коллегу Михаила Галагуцкого.

«АиФ-Карелия»: - Мог ли ты в юности представить себе, что станешь мэтром в фотографии?

В.Л.: - Ну, мэтр - это громко сказано. Хотя, как там в поговорке: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом»? Но, мне кажется, я тоже, как и большинство ровесников, не «слишком думал», что со мной будет. К окончанию школы так и не определился с профессией. Мама, заметив, что я большой любитель ходить на фотовыставки, отвела меня в редакцию киножурнала «Советская Карелия». Ничего из этого не вышло. Стал не фотографом, чего очень хотелось, а железнодорожником: утроился электриком в локомотивное депо.

   
   

Отслужил в армии. И только тогда купил себе популярный в то время фотоаппарат «Зенит». Дело пошло. Почти сразу стал участвовать в городских фотовыставках, где, на своё счастье, был замечен тогдашним председателем Союза журналистов республики Геннадием Сорокиным. Он и предложил мне попробовать силы фотокорреспондентом на местном телевидении. На ТВ снимал двенадцать лет. Потом ушёл фотокором в республиканскую газету «Карелия». Затем - в национальный журнал «Carelia». Одновременно сотрудничал со всеми местными газетами.

«АиФ-Карелия»: - То есть постигал секреты мастерства, как раньше писали в характеристиках, «без отрыва от производства»?

В.Л. - Не только. Работая на телевидении, заочно окончил кинооператорский факультет ВГИКа. Кино снимать не хотел, но для того, чтобы поступить на этот факультет, нужно было владеть профессией фотографа на очень приличном уровне. Что, конечно, было важно для объективной самооценки.

«АиФ-Карелия»: - Помнишь свой первый опубликованный снимок и что ты тогда почувствовал?

В.Л.: - Мои первые снимки опубликовала небольшая газета «Октябрьская магистраль», когда я ещё работал на железной дороге. Отлично помню, что на фото был мой однофамилец - диспетчер. Первые публикации вызвали массу эмоций не только у меня, но и в семье.

«АиФ-Карелия»: - О цифровой съёмке тогда не упоминали даже писатели-фантасты. Как ты относишься к «цифре»?

В.Л.: - Репортёру цифровая съёмка открыла много новых возможностей. Лично я никогда уже не вернусь к мокрому плёночному процессу. Хотя некоторые продвинутые мастера, как, например, мой петрозаводский коллега Сергей Вараксин, до сих пор снимают на плёнку и самостоятельно её обрабатывают. У меня в этом отношении нет никакой ностальгии по прошлому.

Закадрил студентку

«АиФ-Карелия»: - А у Ирины?

В.Л.: - У Ирины, хотя она тоже в основном снимает на «цифру» (поскольку это быстрее, а она ещё и готовит немало интервью), такая ностальгия просматривается. Она считает, что в плёночном процессе была какая-то тайна и «глубина смыслов изображения».

«АиФ-Карелия»: - Как вы познакомились?

В.Л.: - Работая на телевидении, я по заданию редакции как-то пришёл в университет, чтобы сфотографировать студентов филфака. В поле кадра попала симпатичная девушка, она мне очень понравилась. Ирина стала не только моей женой, но и коллегой. С моего посыла. Потому как я сразу заметил, что ей интересно то, чем я занимаюсь. Как-то раз вручил Ирине фотоаппарат, заряженный плёнкой, и предложил попробовать что-то снять. Когда после её фото-прогулки по главному проспекту города я проявил плёнку, то увидел на ней несколько замечательных кадров и сразу сказал: «Будешь фотографом!». Мне нравится то, что делает Ирина. Особенно ей удаются портреты людей.

«АиФ-Карелия»: - В вашей квартире нет на стенах ваших фотографий. Не ожидала. Почему?

В.Л.: - Никогда их и не было. Их место - на выставках, в нашем архиве. Предпочли украсить стены картинами любимых художников Карелии. А старые семейные фотографии уже давно переведены в «цифру». Во время семейных праздников мы иногда с большим удовольствием их просматриваем.

«АиФ-Карелия»: - У вас с Ириной огромный круг друзей и знакомых. Часто, наверное, гости?

В.Л.: - Ты же знаешь, что репортёр - профессия публичная. А фоторепортёр - тем более. Мы познакомились со множеством уважаемых в республике людей. Ещё больше людей знают нас, потому что мы всегда в гуще событий, на виду. Приходилось снимать талантливых учёных, писателей, педагогов, артистов, рабочих… А также и первых лиц страны: Ельцина, Путина, Медведева… Не говоря уже о первых лицах республики.

«АиФ-Карелия»: - Что больше всего удивляет вас в жене? Иначе говоря, почему вы так дружны?

В.Л. - Столько лет уж вместе, а не перестаю удивляться тому, как Ирина умудряется и много работать, и делать наш дом уютным и гостеприимным, сама всегда в отличной форме, успевает даже разводить цветники на даче… А я не дачник, мне там скучно. Жена это отлично понимает и многое в нашем быту без попрёков взвалила на свои хрупкие плечи. Это очень сложно, но ей как-то удаётся.

«АиФ-Карелия»: - Ты хотел бы что-то поменять в своей жизни? Например, уехать с Ириной жить туда, где долгое лето, много солнца, круглый год всё в цвету и тёплое море неподалеку от дома?

В.Л. - Даже мысли такой не возникало. Карелия - наш дом, она очень красива, на редкость фотогенична, и нам здесь по-настоящему тепло. Несмотря на суровый климат.

 

Смотрите также: