Люди устали от попсы

   
   

Иногда Лилии Алексеевне казалось, что придуманный ею 8 лет назад проект не реализуется никогда. Сколько пришлось отдать энергии, сил, чтобы убедить власть: за почти 75-летнюю историю его существования ансамбль, переживший войну, безденежье, кризис интереса к народному искусству, а сегодня являющийся визитной карточкой региона, его культуры, традиций, заслужил свой дом. Убедила. Реконструкция Дома «Кантеле» завершилась в год 90-летия Карелии.

  - То, что сейчас мы сделали, - это просто переворот, революция! - разговор с Лилией Алексеевной происходит у неё в кабинете директора, к которому она, кажется, пока ещё не привыкла, как и к мысли о том, что сбылась её мечта. - Понимаете, Дом «Кантеле» - это своеобразное высказывание уважения коллективу. И теперь артистам, безусловно, нужно себя не жалеть. Нас все, не стесняясь, попрекают: вот, мол, раз вам дали - вы пашите.

- То есть будете пахать?

- Сейчас для меня самое главное - чтобы заработала вся эта структура. Я уже всем раздала задания. У каждого цеха будет своя программа. Студия звукозаписи должна оцифровать все-все музыкальные записи, хранящиеся на других носителях. Огромный объём работы у отдела наследия - это моё детище, которым я горжусь. Мы собираем всю историю ансамбля: персоналии, события, партитуры, эскизы костюмов, много всего. Что ещё? Хотим открыть школу подмастерья при нашей мастерской инструмента кантеле, подумываем о совместных проектах с Финно-угорским центром в Коми. Я буду рада, если национальные общества Карелии - карелы, вепсы, финны - будут воспринимать этот дом как место, куда можно прийти пообщаться.

- Творческими планами коллектива поделитесь?

- У нас давно стоит тема по карельскому Поморью - настолько серьёзный пласт, что мы не стали форсировать события, но работа идёт, и похоже, что доведём её до конца. Есть желание вернуться к Русскому Заонежью. Готовится юбилейная программа женской вокальной группы «Айно» - ей исполняется 60 лет. Интересная программа, в декабре её покажем. И Новогодняя ёлка в Доме «Кантеле», думаю, будет.

   
   

- У «Кантеле» есть теперь свой зрительный зал, а ансамбль по-прежнему большое количество концертов даёт на других площадках. Почему?

- Этот зал всего на 100 мест, он для камерных программ, таких как эстрадно-джазовая «Solo Scandalli». Построить больший было бы нереально: не позволили бы ни здание, ни прилегающая территория. Это первое. А второе: что, зрительный зал ради зрительного зала? Зачем? Рядом Музыкальный театр и Национальный, с которыми мы работаем по договору. У нас была другая задача - сохранить коллектив и создать условия для исполнительского творческого состава. И мы её достигли. Проект удался со всех сторон. Наконец-то появился в центре города дом - функциональный, опрятный, в который не стыдно привести гостей. Здесь были и полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, и первый вице-премьер правительства РВ Виктор Зубков, и сенатор, бизнесмен Ралиф Сафин, который не выдержал - 500 тысяч рублей нам подарил на новоселье, так растрогался.

 - Ваш зритель: кто он?

- Я не люблю этот вопрос, хотя мы такую аналитику всё время проводим. Иногда удивляешься: молодые москвичи послушали - и пришли в восторг: почему, говорят, к нам не приезжаете на гастроли? Люди устали от попсы, им хочется исконного. А в наших программах много коренного, архаичного в хорошем исполнении. Уже только от названий старинных инструментов можно испытать восторг. Нет сегодня однородного зрителя.

Смотрите также: