По традиционной зеленой дорожке снова прошлись герои и героини светских хроник, выгуляв свои «пары» и новые наряды. Затем опять же по традиции они поприветствовали Никиту Сергеевича Михалкова, их встречавшего («почему-то» без супруги) и поаплодировали чужим победам. Российский фильм документалиста Юрия Шиллера («Воробей») не был отмечен никак. Корреспондент Аиф побывал на торжестве по такому случаю и выяснил, как забугорные гости благодарили «маэстро» Михалкова за оказанную им честь.
Закрыть фестиваль организаторы решили не вечером, как обычно, а днем. Первые гости церемонии стали собираться в «Пушкинском» уже в четыре часа. Щурясь на солнце, они быстро фотографировались и спешили в зал за бесплатными коктейлями и водой. К слову, узнать, кто победил в честной борьбе за Святого Георгия, пришло немного звезд. Из тех, кто пропустил открытие, но «засветился» на закрытии, на общем фоне выделялась Ирина Апексимова в откровенном наряде и Нона Гришаева в шелках мышиного цвета. Снизошла до еще одной церемонии и «богиня российского кинематографа Рената Литвинова. Она приехала в кинотеатр в умопомрачительном черно-белом платье с воротником-стойкой и ретро-очках. Куда менее изысканно выглядела Светлана Бондарчук, решила, что вечерние наряды надевать ей не следует, и выбрала на вечер комбинезон из голубого льна и вьетнамки. Из «Старой гвардии» к Михалкову приехали его верные друзья-товарищи: Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов, Ирина Мирошниченко и Светлана Светличная. Как оказалось, актриса, на весь Союз прокричавшая «Не виноватая я, он сам пришел!» до сих пор обожает мини и ладит с молодыми (намного моложе себя) людьми. Федор Бондарчук успел сказать журналистам, что ему понравилась деловая атмосфера, царившая на ММКФ. Мол, люди не отдыхать приехали, а кино смотреть.
На ковровой дорожке появился и председатель жюри основного конкурса - французский режиссер Люк Бессон. Он радостно раздавал автографы, и так же радостно одной рукой обнимал «нашу» Марию Миронову, а другой – восходящую звезду французского кинематографа Луизу Бургуэн, сыгравшей главную роль в его новом фильме «Невероятные приключения Адель». Эта во всех смыслах фантастическая лента, кстати, закрывала фестиваль.
Когда, наконец, все расселись в зале, раскрыли веера и принялись допивать коктейли, под живую музыку на гигантских видеоэкранах стали показывать отрывки из всем известных лент Сергея Бондарчука. Затем Максим Матвеев со сцены объявил о 90-летнем юбилее великого режиссера и поблагодарил его супругу Ирину Скобцеву «за всё - за всё». Зал аплодировал актрисе стоя, пока мужчины клана Бондарчуков несли ей цветы.
Следом на сцене появилась новая звезда театра «Современник» Алена Бабенко. Церемония награждения под ее руководством прошла на редкость оперативно.
Итак, спецприз 32-го ММКФ получил режиссер фильма «Албанец» Йоханнес Набер. На церемонии награждения он отметил, что приз не такой тяжелый, как он думал. А также, что он счастлив быть в Москве, он здесь впервые и очень надеется побывать снова. В его картине речь идет о двадцатилетнем албанце Арбене, который хочет жениться на своей беременной подруге, но у молодых людей совсем нет денег.
«Албанец» оказался отмечен еще одной наградой ММКФ. Приз за лучшую мужскую роль получил Ник Хелилай, снявшийся в этом фильме. Выйдя на сцену в джинсах и простой рубашке, актер было засмущался. Но, собравшись с духом, все же произнес речь, предупредив, однако, что говорить будет на английском. Хотя его просили на албанском.
«Если бы я говорил на албанском, эмоции унесли бы меня. Спасибо за чудесный день. Для меня это прекрасный момент поблагодарить тех, кто работал над этим фильмом. Вы даже не подозреваете, но вручая мне этот приз, вы дарите надежду многим молодым актерам, работающим в Албании. Они теперь могут знать, что стать актером в Албании это не просто мечта. Это реальность!».
Лучшим режиссером на Московском кинофестивале «назначили» Яна Кидава-Блоньского, снявшего фильм «Розочка». Обладатель награды благодарил Михалкова и всех присутствующих по-русски. Как выяснилось, он один год учился во ВГИКе и считает, что именно тогда узнал, что такое мастерство кинематографиста.
Приз за лучшую женскую роль жюри единогласно присудило актрисе Вилме Цибулковой, сыгравшей в чешской картине «Как Рай земной». Действие фильма начинается накануне оккупации Чехословакии советскими войсками в 1968 году и описывает события, приведшие к изданию знаменитого документа, получившего название «Хартия 77». На фоне исторических событий разворачивается история красотки Марты, ее двух дочерей и череды их все новых и новых «отцов», сменяющих друг друга с завидной частотой. В то время, как легкомысленная Марта старается оставаться в стороне от политики, ее бывший муж и бесконечные новые ухажеры принимают самое активное участие в диссидентском движении. Но когда Марта заводит роман с писателем и диссидентом Яном Павлом, она и ее дочери вскоре оказываются в самом центре политических интриг.
Экстравагантная Вилма выбежала на сцену босиком, пояснив опешившей публике, что забыла туфли в Праге. «Если бы мне 15 лет назад сказали, что в Чехии снимут фильм про советскую оккупацию, и первый приз, который получит картина, станет приз Московского фестиваля, я бы не поверила. Я надеюсь, что нас впредь будет связывать одна история. Но только в лучших проявлениях».
Польская картина «Реверс» режиссера Борыса Ланкоша получила приз ММКФ в конкурсе экспериментального авторского кино «Перспективы». Действие фильма происходит в Варшаве в 50-е годы прошлого века. Главной героине, Сабине – за тридцать, а она все еще не замужем. Скромной, замкнутой женщине сложно с кем-то познакомиться, поэтому за решение этой проблемы берутся ее мать и авторитарная бабушка, идущие на любые ухищрения, лишь бы раздобыть для Сабины хорошего мужа.
Затем на сцену «Пушкинского» вышел Люк Бессон и поблагодарил «маэстро» Михалкова и всех членов жюри за прекрасно проведенное время. Затем, воскликнув «Да здравствует Россия», пошутил, что призы от ММКФ – это прекрасно. «Ведь тогда албанский актер сможет купить себе костюм, а польская актриса – туфли».
Итак, главным победителем фестиваля стал венесуэльский фильм «Брат». Люк Бессон вручил приз создателю ленты Марселю Раскину.
Главный герой его картины - Хулио, капитан футбольной команды и прирожденный лидер, и его брат Даниэль – талантливый нападающий. Целеустремленный Даниэль мечтает о том, чтобы однажды играть в профессиональной футбольной команде, но Хулио считает все это ерундой. Ему некогда тратить время на мечты - нужно зарабатывать деньги, чтобы содержать семью, и делает это Хулио не всегда законными способами. Однажды младший Даниэль становится свидетелем того, как приятель Хулио случайным выстрелом убивает их мать. Он решает ничего не говорить брату…
Режиссер, чуть не расплакавшись на сцене, произнес трогательную речь: «Есть в этом фильме одна сцена, которая прекрасно резюмирует, что случилось со мной. Команда главных героев проигрывает 2:0 и половина времени прошло. И тренер обнимает их и говорит: «Жизнь всегда будет забивать нам голы. Но мы должны каждый день вставать с убеждением, что счет все еще 0:0».
Также на церемонии чествовали француженку Эммануэль Беар. Актриса была удостоена на фестивале почетного приза «Верю» - «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского». Эммунуэль, вышедшую на сцену в потрясающем платье цвета морской волны, буквально засыпали цветами. А поздравлял ее лично министр культуры РФ Александр Авдеев.
«У вас есть все французские призы, мы вас давно любим, еще с тех времен, когда вы с Ивом Монтаном получили «Сезара». Говорят, вы в школе много прогуливали, но это, вероятно, судьба всех больших актрис», - произнес Авдеев. «Да, действительно, я прогуливала и не особо любила школу, и сказала, что вернуть в нее тогда, когда меня там что-то заинтересует», - ответила актриса, получая награду. Может быть, пробел в образовании стал причиной того, что получая награду, Беар произнесла такую странную речь. Она поблагодарила «мистера Станиславского» за то, что нашла свой путь в жизни, обращаясь к давно покойному режиссеру в настоящем времени.
Кстати, последний фильм, где француженка сыграла главную роль, называется «Это начинается с конца». Снял его ее муж Михаэль Коэн. Ленту не допустили до показа на Каннском кинофестивале, сочтя, что она чересчур эротична и вызовет такой же общественный резонанс, как «Последнее танго в Париже» Бертолуччи. Зато фильм показали на ММКФ. Все обошлось без наград..
По всей видимости, желая приободрить супруга, Эммануэль пообещала разделить радость от своего приза с мужем и даже свои цветы ему подарила.
Своих лауреатов объявили международные общественные организации кинокритиков.
Почетный приз ФИПРЕССИ - Международной Федерации кинопрессы получил фильм «Как рай земной» в постановке Ирены Павлазковой.
Призом федерации киноклубов России награждена лента основной конкурсной программы 32-го ММКФ «Беса» (совместное производство Сербии, Словении, Франции, Венгрии и Хорватии) в постановке одного из самых именитых режиссеров югославского кино Срджана Карановича, действие которой происходит в начале Первой войны в небольшом сербском городке.
Международное жюри Федерации киноклубов наградило фильм «Реверс». Свои награды вручило и жюри Российской кинокритики. Статуэтку решено было присудить фильму «Брат». Эта же картина была награждена призом Зрительских симпатий.
По официальным данным фестиваля его программы посмотрели 128 тысяч зрителей. Всего было показано более 300 фильмов, 120 из них российские. Были показаны ретроспективы Клода Шаброля, Серджио Леоне, программы документального кино, «Гала-премьеры», «Азиатский экстрим» и многие другие. По традиции с аншлагами в Доме кино проходили показы новейших российских фильмов, которые посетили около 25 тысяч человек.
Смотрите также:
- «Овсянки» улетели с Гран-при... О «Северном сиянии», полярном дне и звёздах… →
- Zorro - человек в маске.Самые страстные идальго живут в России →
- «Кинотавр»: депрессия, рэп и любовь до гроба →