Псковский музей-заповедник посетил праправнук Ильи Репина

Иван Дьяконофф, правнук Ильи Репина © / пресс-служба Псковского музея-заповедника

   
   

Псковский музей-заповедник посетил праправнук известного художника, прославленного портретиста Ильи Репина Иван Дьяконофф, сообщили АиФ-Псков в пресс-службе музея. Вот уже несколько лет Иван Дьяконофф из французского города Лиона путешествует по России и знакомится с жизнью и творчеством своего знаменитого предка. Побывал он уже и в Третьяковской галерее в Москве, и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, и в музее-усадьбе И.Е. Репина «Здравнево» (Белоруссия), и, конечно же, в «Пенатах» (Ленинградская область). И вот обстоятельства сложились таким образом, что Иван Дьяконофф приехал в славный древний город Псков, где его ждала удивительная встреча с русской стариной в Поганкиных палатах и замечательной Картинной галереей Псковского музея-заповедника с работами И.Е. Репина.

Сотрудники музея подошли к организации встречи творчески: Поганкины палаты – главное здание музея - показала жена Сергея Ивановича Поганкина, Февронья. Она рассказала о самых ценных предметах, хранящихся в музее, и открыла некоторые тайны самих палат.

Илья Репин родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В.В.Стасов», 1883; «П.А.Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891).

В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы.

Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Смотрите также: