«Они могут выступать и как защитники, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери», - говорится про грифонов в Википедии. Но с полицейскими их роднит не это, а то, что эти мифические животные считаются спутниками богини возмездия Немезиды.
Только не подумайте, что полицейские в Порхове как-то уж чересчур увлечены символикой. Или переусердствовали с украшательством своего «офиса». На самом деле, это не столько грифоны стерегут порховских полицейских, сколько порховские полицейские – грифонов.
И лучше выдумать не мог
Бронзовые полульвы-полуорлы загремели в районную полицию… тогда ещё милицию в начале 90-х годов прошлого века. А до этого «обитали» в знаменитой порховской усадьбе «Волышово» Васильчиков-Строгановых. Они стояли на часах у входа в графский дворец. А ещё раньше украшали барскую усадьбу в деревне Михалёво.
Судя по воспоминаниям современников, усадьба та была полна всяческих затей – и всё благодаря её незаурядному хозяину. В 1832 году Михалёво унаследовал Николай Иванович Бухаров. Его «дядя самых честных правил» Пётр Тихонович Бухаров прожил бобылём, детьми так и не обзавёлся, и поэтому всё отписал «молодому повесе» - своему ближайшему родственнику, ровеснику века и Александра Сергеевича Пушкина.
Новый хозяин Михалёва, Николай Иванович Бухаров с 16 лет служил в лейб-гвардии Конно-егерском полку, который был расквартирован в Царском Селе. Он участвовал во многих военных кампаниях, имел награды, а в 1845 году, совсем как герой фильма «Звезда пленительного счастья», женился на француженке и уже через два года вышел в отставку в чине генерал-майора, чтоб навсегда поселиться в своём родовом имении.
У лукоморья клён зелёный
Николай Иванович слыл хлебосольным хозяином, а усадьбу свою отделал с поистине гусарским шиком. Его парк мало в чём уступал Летнему саду в Санкт-Петербурге: там были тенистые аллеи, пруды и гроты, в которых прятались великолепные мраморные статуи.
На берегу озера Локно отставной генерал-майор оборудовал каменную пристань. Оттуда его гости могли отправляться в плавание по островам, где их ожидали всяческие сюрпризы. Например, на одном из островов была построена беседка в виде пантеона с выгравированной надписью: «Моим товарищам лейб-гусарам».
Современники вспоминали, что на берегу озера, возле высокого клёна, был установлен флагшток. Если флаг был приспущен, это означало, что хозяина нет дома или он не расположен устраивать приёмы.
Ну а когда барин бывал в настроении, то поджидал гостей в своём двухэтажном доме с двумя флигелями, в одном из которых был устроен концертный зал, где играли крепостные музыканты. У парадного входа в этот дом и стояли бронзовые грифоны – ещё одна михалёвская диковинка.
Не мышонок, не лягушка
Когда Николай Иванович Бухаров скончался в 1962 году, его вдова продала этих грифонов графу Строганову. Вот так они переехали в Волышово и больше ста лет простояли на входе в графский дворец.
Грифоны эти повидали на своём веку многое. Это они встречали и провожали студентов первого в Псковской губернии сельскохозяйственного института, который был открыт в усадьбе «Волышово» в 1919 году.
После того, как институт был преобразован в техникум, а затем переведён в Псков, грифонам оставалось развлекать обосновавшихся в графских покоях школьников. Потом наши полуорлы-полульвы чудом уцелели во время фашистской оккупации, а после войны были переданы совхозу.
К сожалению, совхозное начальство не слишком заботилось о сохранности доставшихся ему в наследство памятников истории и архитектуры. Когда к концу XX века бывшая усадьба Строгановых под Порховом пришла в окончательный упадок, порховские музейщики решили спасти хотя бы грифонов. Тем более, что одному из них к тому времени кто-то уже успел «открутить» хвост.
Сначала порховичи хотели установить бронзовых стражей у входа в краеведческий музей, но потом поняли, что тамошние музы не смогут обеспечить им надёжную охрану.
Вот так питомцы богини Немезиды и оказались под крылышком у районной милиции. Где и пребывают по сию пору, дожидаясь для себя лучших времён. Судя по всему, недавно их заботливо выкрасили в бордовый цвет. Так что все проезжающие через Порхов туристы с удовольствием с ними фотографируются, дивясь на причуды местных полицейских, которые взяли к себе в подмогу столь диковинных зверей.
Смотрите также:
- Ильич: живее всех живых: В Псковской области около 30 памятников вождю пролетариата →
- Солнечное Ясно. Население порховской деревни прирастает петербуржцами →
- Один день в Дедовичах: Мифы и легенды Вышегорода →