Псков, 10 февраля – АиФ-Псков. В музее-усадьбе народа Сето после ремонта появились дополнительные выставочные площади. Как сообщили «АиФ-Псков» в пресс-службе областной администрации, для этого выделили 4, 4 млн рублей. Как сообщили в музее-заповеднике «Изборск», мансардный этаж в соответствии с проектом приспособлен для проведениямастер-классов и музейно-образовательных программ. В настоящее время здесь экспонируется коллекция сетоского кружева.
Отметим, музей-усадьба народности сето в д. Сигово — единственный в России музей малого финно-угорского народа сето, сохранившего уникальную материальную и духовную культуру.
В течение многих столетий в приграничных районах эстонской и русской земель проживал народ сето, этническая история которого до конца еще не раскрыта.
Впервые о сето в 1815 году написал немецкий путешественник Христиан Нест Шлегель. Великий эстонский поэт и ученый Ф. Р. Крейцвальд высоко оценил самобытную культуру сето, призывая собирать и изучать их напевы и сказания. Исследователем сетусского фольклора стал Я. Хурт, опубликовавший три тома " Песен сето".
Исключительное местоположение земли сето (Setomaa) наложило отпечаток на всю историю этого народа. Издревле сето мирно соседствовали с русскими и эстонцами, их поселения располагались черезполосно.
Сето — земледельческий народ. Его культуре присущ патриархальный уклад. Они выращивали зерновые культуры, лен, разводили скот. Немалое значение в домашнем производстве имели обработка льна, прядение, ткачество. В значительной степени хозяйство сето носило натуральный характер. Особую роль в их истории сыграл Псково — Печерский монастырь. В XVI веке сето приняли православие, народные предания связаны с деятельностью печорских миссионеров, особенно преподобномученика Корнилия. Однако в народной культуре сето христианские элементы тесно переплелись с языческими. Это отразилось как в повседневной жизни, так и в фольклоре.
Сето до сих пор помнят ритуалы, связанные с именем бога плодородия Пеко. Некоторые традиции сохранились до сих пор. Так, в день св. Онуфрия по поверью избавившего летом крестьян от града, в Малах представители народности сето собираются на праздник. А Кирмаш — народное гуляние завершает многие церковные праздники.
Смотрите также:
- Впервые после реставрации в Изборске прошла «Ночь музеев» →
- Факельным шествием отметили День музея в Изборске →
- Петербург празднует день рождения Петра I →