Обнулить Колю Королёва

   
   

Сразу предупреждаю: «Графа Нулина» не видела, но одобряю. Вообще люблю всякую движуху, перфомансы эти гельмановские, прости Господи, суровый русский акционизм с приколачиванием гениталий к брусчатке и даже воинствующий брендинг с гигантскими чемоданами самой модной у рублёвских кумушек марки - а хоть бы и вровень с собором Василия Блаженного. По мне, чем беспощадней этот пресловутый постмодернизм – тем оно интересней. Так что реконструированный Василием Сениным псковский областной драматический театр абсурда мне нисколько не претит. Я только переживаю, что Сенин как-то недожал с беспощадностью.

Тут некоторые высказывались в том смысле, что «Граф Нулин» для первого спектакля – это мелко и якобы недостойно постановки, открывающей Международный пушкинский фестиваль Года культуры. Ведь «Нулин» - это же анекдот в стихах, а хотелось, мол, чего-нибудь эпохального – с колокольным звоном, безмолвствующей массовкой и мальчиками кровавыми в глазах.

Так ведь и «Ревизор» Гоголя – тот же анекдот в стихах. И вообще, какая разница, что ставить. Умеючи, можно и зрителей «Колобка» принудить обливаться слезами над вымыслом или, наоборот, защекотать их злободневными шутками до колик в животиках, чтоб под конец пиесы с упрёком бросить в зал: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!».

Василий Сенин, я так понимаю, выбрал «Графа Нулина» если не по Фрейду, то что-то типа того. Я только удивляюсь, почему евоный Нулин был разодет в школьную форму моего детства, а не расхаживал по сцене эдаким хипстером в изящных очёчках, брюках в облипочку и затейливо повязанном шарфике.

Тема «опасных» произведений школьной программы, которые, по мнению того же посетившего сенинскую премьеру министра культуры Мединского, могут воспитать детей недопатриотами, а то и возбудить в них пагубные страсти, конечно, актуальна как никогда. Но меня во всей этой истории гораздо больше прельщает тема застоявшегося провинциального болота, которое с презрением, но неистово пытается расшевелить заезжий носитель европейских веяний - он же без конца третирующий местных журналистов «чудный зверь».

А ведь и правда, было бы чрезвычайно интересно взглянуть на пошлости нашей провинциальной жизни со стороны – глазами того же «графа Нулина» - в будущем Евгения, а теперь и Василия. Пушкин ведь написал обо всех этих для кого-то прелестях, а для кого-то мерзостях предостаточно – знай черпай.

   
   

В доказательство наугад тыкаю пальцем в энциклопедию русской жизни 200-летней давности и с лёгкостью нахожу вожделенные аллюзии. «Везде высокие покои» - определённо, это про Псков. «Всё это ныне обветшало, не знаю, право, почему» - о, в точку! «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины; у них на масленице жирной водились русские блины» - опа, это же Она - Всероссийская!

Уверена, тут и дважды двум псковским памятникам место на сцене бы нашлось («солила на зиму грибы»), и овсищенскую шестнадцатиэтажку по имени «Афина» ("Мои богини! что вы? где вы?») можно было бы сиять заставить заново. Еt cetera, et cetera… 
Понятно, что провинция – дама хоть и охочая до приключений, но умеющая строить из себя недотрогу, что и подтвердилось на Совете культуры в понедельник, когда Валентин Курбатов и Георгий Василевич, один витиевато, а другой сбивчиво пытались вступиться перед президентом за попранные Сениным традиционные ценности.

И кто же «более всего» смеялся в этой ситуации, как вы считаете? Нет, псковские мужи, как водится, негодовали, а точнее, недоумевали: мол, при чём тут Пушкин. А ухохатывался над этой непроходимой псковской провинциальностью, как обычно «Лидин, их сосед, помещик двадцати трёх лет». Лллл… Санкт-Петербургу, конечно, не 23 года, а чуть поболе, но в сравнении с убелённым сединами Псковом, он, и правда, напоминает выскочку-Лидина. Уж если ставить спектакль о псковском болоте, то кому ж ещё и поглумиться над местными анекдотами, как не доброму соседу, который давно покушается на нашу региональную непорочность. "О, сюжет!" - как говаривал полотёр в исполнении Владимира Басова из фильма "Я шагаю по Москве".

Ну это я, конечно, размечталась, раздосадованная тем, что не попала на премьеру «Графа Нулина». Со стороны, подчёркиваю - очень-очень со стороны, этот спектакль чем-то напоминает постановки известного псковского шоумена Николая Королёва: та же пышность, те же псевдонимфетки.. звук, свет, еротизьм, технические навороты. Только Николай Королёв занимается "прочтением" бессмертных творений Филиппа Киркорова, а Василией Сенин обратился к попсе 19 века. Понятно, у кого художественная самодеятельность, а у кого высокое искусство. Говорю ж, Василий Сенин – определённо, шаг вперёд. И если его сверхзадачей было обнулить псковскую шоу-культуру и привадить псковичей к более изящному времяпрепровождению, чтоб зритель больше не зевал «средь модных и старинных зал» псковского драмтеатра , то всё у него получилось как нельзя лучше.

Ну разве что такие злопыхатели, как я, всегда будут шипеть вдогонку: ну почему он сразу-то не замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Тем более, что замахнуться теперь всё равно придётся – как наказал новому псковскому худруку великий Путин.

Само болото – и то уже взалкало.

Смотрите также: