Эпоха возрождения. В области восстановят десятки монастырей и храмов

Случилось то, чего так долго все ждали - регион получит 12 млрд рублей на реставрацию и сохранение десятка значимых объектов культурного наследия. Еще никогда за всю историю области не выделяли такую большую сумму.

   
   

Исторический шанс

Эти средства планируется получить из внебюджетных источников. В списке для реставрации находятся около 20 объектов. Среди них — памятники культуры, которые находятся в реестре ЮНЕСКО и объекты Русской православной церкви.

храмы Фото: пресс-служба администрации Псковской области

Этот список озвучили на минувшей неделе, когда в Псковскую область приехал председатель Совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия», председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. Вместе с губернатором Михаилом Ведерниковым и митрополитом Тихоном за два дня они объехали Псков, Печоры и окрестности, и Пушкинские Горы, чтобы принять окончательно решить и определиться, на что именно направят деньги.

Михаил Ведерников назвал это — историческим шансом. Действительно, регион получит большие возможности для возрождения храмов, монастырей и других достопримечательностей, которыми славится Псковская земля.

В перечень объектов, которые приведут в порядок в первую очередь, вошли: Троицкий собор Псковского кремля, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь и Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, где требуется провести срочные берегоукрепительные работы, церковь Одигитрии и подворье Псково-Печерского монастыря, Свято-Успенский Святогорский в Пушкинских Горах, церковь Рождества Христова в Малах, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и усадьба Строгановых в Волышово.

«Псковская земля — кладезь нашей культуры, в том числе и православной. Есть такое понятие как точка бифуркации, точка роста. Так вот изменить „лицо“ Псковской области можно через богатейшее наследие, через привлечение паломников, туристов», - считает Сергей Степашин.

Конечно, восстановление памятников требует немало времени. Поэтому областные власти рассчитывают, что работа займет около 5-7 лет. Кроме того, за счет федерального бюджета отремонтируют церковь Успения в Мелетово.

   
   

Но и это еще не все. Следующее звено в цепи – уникальные подвесные мосты в Острове. Стало известно, что на их реставрацию из федерального бюджета выделят 100 млн рублей. Причем капитально отремонтируют мосты уже в этом году.

«Уже в ближайшее время объявят конкурсные процедуры на определение подрядной организации. Необходимая проектная документации на объект полностью готова», - рассказал председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Борис Елкин.

По решению императора

Фото: пресс-служба администрации Псковской области

«Висячки» в Острове знает каждый пскович. Если и не видел собственными глазами, то наверняка слышал, потому что эти два моста через реку Великую - уникальный памятник строительной техники и архитектуры, один из лучших образцов архитектуры мостов XIX века. Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.

Им уже много лет. Страшно подумать, но первое движение по мосту было открыто почти 150 лет назад, в 1853 году. До этого люди переправлялись через реку на пароме и по легкому деревянному мосту, который приходилось разбирать каждый раз, когда он разрушался из-за паводков.

«Когда я дождусь, что в Острове будет постоянный мост?», говорил не раз император Николай I, проезжавший через Остров в Варшаву и за границу. Он-то и повелел создать крепкую надежную  переправу, которая соединит две части города.

Так как цепные висячие мосты очень чувствительны к колебаниям, в 1853 году в Острове разработали особое «Положение о движении по цепным островским через рукава реки Великой мостам». В нем в частности говорилось, что «во избежании скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим запрещается останавливаться на мостах… езда по мостам в экипажах разрешается только шагом…».

Фото: wikipedia.org

В 1926 году проезжую  часть и деревянные конструкции заменили металлическими. Но и это не спало от износа. До 1980 году по мосту ходил транспорт, однако позже, муниципальные власти решили сделать переправу пешеходной – состояние конструкций создавало реальную опасность для водителей.

Вопрос о выделении денег на капремонт поднял глава региона в сентябре 2018 года, и только сейчас смогли выделить средства по федеральной программе «Развитие транспортной системы».