Документальный «ТикТок». Псковский архив ищет способ заинтересовать людей

В год 75-летия Победы у архивистов прибавилось работы: на самом высоком уровне поставлена задача противостоять попыткам фальсификации истории и сохранить память о событиях военных лет. В государственном архиве Псковской области это делают еще и с использованием самых современных коммуникационных технологий: аккаунт учреждения есть даже в молодежной соцсети «ТикТок». Директор архива Валерий Кузьмин объяснил «АиФ-Псков», зачем это нужно.

   
   

Без сроков

- Псковская область присоединилась к проекту «Без срока давности», направленному на сохранение достоверной информации о войне. Чем он принципиально отличается от той работы, которая проводилась ранее?

- Проблема жертв среди мирного очень долгие годы оставалась на периферии исследований. И проект «Без срока давности» призван обратить внимание на эту тему. Часть страны находилась в оккупации и очень большое количество людей погибло в ходе массовых расстрелов, от голода, от создания невыносимых условий существования, от карательных операций, от угона в рабство, и сейчас даже никто не скажет точное число. Вероятно, точное число жертв будет в принципе не установить. Но мы должны максимально приблизиться к этой цифре.

Проект «Без срока давности» ведется по нескольким направлениям. Это и введение в научный оборот документов, которые ранее не были представлены общественности. И работа по освещению этих вопросов в СМИ. И конечно же, в рамках проекта «Без срока давности» проходят поисковые работы. У нас они начались недавно у деревни Моглино, где находился концлагерь и где погибло много как военнопленных, так и мирных жителей. Точное число и обстоятельства их смерти как раз предстоит уточнить.

- Какие новые факты о преступлениях нацистов стали достоянием общественности благодаря рассекреченным документам?

- По преступлениям на территории лагеря Моглино есть очень много следственных материалов, которые позволяют в подробностях увидеть, каким образом функционировала эта машина для убийства.

До этого мы имели представление только о том, что чрезвычайная комиссия установила сам факт массовых расстрелов. Мы знаем по свидетельским показаниям, как сажали людей и увозили в неизвестном направлении. А здесь стало все понятно: от кого получал указание, куда везли, что происходило перед расстрелом, что происходило после.

   
   

- Есть мнение, что не стоит ворошить историю, и у тех же карателей, информация о которых оглашается, в том числе в СМИ, есть семьи, дети внуки. И они не виноваты в преступлениях, которые совершали их деды, прадеды...

- Обвиняют не внуков и не детей. Цель этого проекта — установить не просто сам факт преступления, а конкретных виновных. Потому что их совершала не безымянная нацистская машина. У конкретного преступления есть исполнитель, виновник. И чем больше мы будем знать, тем меньше будет возможностей фальсификации истории, тем меньше будет возможностей спекулировать данными о тех событиях, которые происходили во время войны.

Тяжелое чтение

- Губернатор Псковской области Михаил Ведеников отмечал, что был шокирован обнародованными в рамках проекта фактами. Эти документы действительно производят тяжелое впечатление?

- Эти документы очень тяжело смотреть и читать. Там называются конкретные места, имена конкретных людей, рассказывается о том, что случилось. Все знают о Красухе, но никто не знает об огромном количестве деревень, жителей которых постигла та же судьба.

Есть очень шокирующие подробности преступлений, которые совершались. В документах описано как убивали людей: расстреливали, забивали до смерти, травили собаками. Это все подробно задокументировано, и с такими документами очень сложно работать. И нужно иметь крепкое устойчивое эмоциональное состояние, чтобы с большим массивом таких данных работать и их обобщить.

Все в Псковской области знают про Красуху. Но ведь таких деревень, сожженных оккупантами, были сотни.

Многие коллеги говорили, что не выдерживают работы с этими документами, близко к сердцу принимая изложенные там факты. А как иначе? Если мы все из Псковской области и нас действительно шокирует то, что происходило здесь буквально несколько десятилетий назад.

- В рамках этого проекта архив принимает участие в создании одного из 23 томов издания «Без срока давности». Какие материалы войдут туда?

- Каждый том посвящен какому-то оккупированному региону. Один из них - Псковской области. И сейчас идут работы над подготовкой этого материала. Книги будут централизованно изданы в Москве. В наш региональный том мы включили более 200 документов, туда вошли как документы нашего архива, так и документы, которые предоставил Государственный архив РФ, Центральный архив ФСБ России, архив УФСБ России по Псковской области и Государственный архив Тверской области.

Эти документы сгруппированы по пяти разделам: карательные операции и массовое уничтожение мирного населения, жизнь в оккупации, принудительные работы и угон мирного населения в Германию, уничтожение граждан, находящихся в больницах и других лечебных учреждениях и раздел, который создан по материалам следственных дел - «Нацисты и их пособники».

Скоро мы запустим сайт «Без срока давности. Псковская область». По многим документам мы будем писать краткие очерки, потому что сам документ читать очень сложно. Пользователи смогут в том числе на английском или немецком языке прочитать о том, что происходило больше 75 лет назад на территории нашей области.

Свидетели войны

- Вы поддержали проект ПсковГУ «Малая Родина в зеркале устной истории о Великой Отечественной войне». Чем полезны для вас исследования студентов?

- По результатам экспедиционной работы этого проекта будет создан уникальный видео- и аудио-контент. Мы заинтересованы в том, чтобы он поступил на хранение в архив, где имеется опыт работы с документами на электронных носителях.

Кроме того, мы приветствуем любой проект, который несет практическую составляющую и связан с Великой Отечественной войной, потому что все меньше у нас остается свидетелей событий. И мы уже фактически опираемся на те истории, которые расскажут люди, которые слышали эти истории от непосредственных участников событий. Но это тоже важно фиксировать и в дальнейшем сопоставлять с теми сведениями, которые имеются в документах.

- Насколько профессионально будут собраны эти материалы?

- У авторов проекта из Псковского университета большой опыт по сбору материалов, потому что они много лет занимаются сбором материалов в рамках фольклорной практики. Вопрос методики хорошо отработан, созданы специальные опросные листы. Я думаю, что все будет хорошо сделано.

Мероприятия «перебираются» в онлайн

- В честь дня Победы архив подготовил выставку документов «Война. Победа. Память». Чем она примечательна и где ее можно увидеть?

- В этом году пандемия внесла коррективы в очень многие виды работ, в том числе, и в вопросы, связанные с выставочной деятельностью. Очень много мероприятий «перебираются» в онлайн. И если для онлайн-конференций существует некая инфраструктура, то продвигать контент, который можно выставлять на онлайн-площадках, более сложно.

Все наши мероприятия, которые мы планировали проводить офлайн и переводим в ондайн, получают отражение на сайте. Но поскольку сайт посещают не очень много людей, мы все дублируем и даем импульс этим проектам на наших официальных интернет-представительствах в соцсетях. У нас созданы сообщества во всех популярных соцсетях: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», а недавно у нас появилась группа в быстро растущей и популярной сети «ТикТок».

- Обратную связь получаете?

- Да. Люди, во-первых, благодарят за работу, а, во вторых, просят чем-то помочь, что-то подсказать. Одно дело — писать официальный запрос, другое — что-то спросить и получить быструю обратную связь. Например, хотят узнать информацию о родственнике, который воевал. Мы сразу отправляем человеку несколько ссылок на сайты, где вся эта информация может быть доступна.

Валерий Кузьмин родился в 1983 году в Пскове, в 2006 году окончил исторический факультет Псковского государственного университета, кандидат исторических наук. С 2013 года занимает должность директора Государственного архива Псковской области.