Чудо Рождества. В Псков вернулась икона с Довмонтом

Ольга Васильева. Фото: АиФ-Псков

«Вернулась» не совсем правильное слово. Забирали-то её на реставрацию из Троицкого собора, а возвратили на то место, которое принадлежит ей по праву, поскольку в процессе работы над восстановлением иконы выяснилось, где ей надлежит находиться. Ольга ВАСИЛЬЕВА, хранитель живописи Псковского музея-заповедника, рассказала «Аргументам и Фактам», как было дело.

   
   

Свято место пусто не бывает

- В путеводителе Окулич-Казарина говорится, что над гробницей Преподобной княгини Ефросиньи в соборе Рождества Иоанна Предтечи имеется чудотворная икона Спасителя в виде полукружия около восьми аршин в окружности. Икона эта в 1243 году была прославлена чудом истечения миро. Возле неё находился древний медный подсвечник с надписью об этом чуде и настоятельский жезл из чёрного дерева, по преданию, принадлежавший Преподобной Ефросинии.

Судьба древней иконы неизвестна. Мы сегодня говорим об иконе, которая была написана гораздо позже – в конце XVII века, и до 1921-го, а может, и до 1925-го года находилась в соборе Рождества Иоанна Предтечи над гробницей Ефросинии-Евпраксии – на том самом месте, которое до неё занимала древняя чудотворная икона. После того, как женский Иоанно-Предтеченский монастырь был закрыт, она попала в Троицкий собор и хранилась там до 2004 года, пока не была передана на реставрацию в институт имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург) Наталье Быковой под руководством кандидата искусствоведения Филиппа Боброва.

На этой иконе изображены коленопреклонённые князь Тимофей-Довмонт и его супруга Мария-Марфа.

Деисус отреставрированный. Фото: АиФ

Светлана ПРОСКУРИНА, АиФ-Псков: - Институт имени Репина отреставрировал эту икону бесплатно?

- Разумеется, так как реставрировали студенты, но под руководством признанных мастеров реставрации. Они нередко берутся за такие большие иконы, как «Деисус», но, конечно, реставрируют их подолгу, так как количество студентов, которые приобретают специальность реставратора, год от года сокращается.

- Икона принадлежала Троицкому собору, а после реставрации переехала в собор Рождества Иоанна Предтечи. Кто распорядился вернуть её на её историческое место? Музейщики?

   
   

- Конечно же, Епархия. Икона возвращена в собор Рождества по благословению митрополита Евсевия.

Что за комиссия, Создатель

- Разве Епархия вправе самостоятельно решать подобные вопросы?

-  Безусловно.  Правда в 70-х годах прошлого века при Псковском музее-заповеднике, как и при всех других провинциальных музеях, распоряжением Министерства культуры были созданы комиссия для систематизации   исторических и художественных ценностей, хранящихся в действующих церквях. Возглавлял эту комиссию заместитель председателя областного комитета по культуре, а его заместителем был главный хранитель музея. Все остальные члены комиссии тоже являлись сотрудниками музея.

Мы составляли описи находящихся тогда в действующих церквях ценных предметов, по возможности фотографировали наиболее ценные. И даже действовало такое негласное правило: когда в храме менялся настоятель, то членов комиссии приглашали на передачу церковных ценностей от одного  настоятеля к другому. При этом бывали и конфликтные ситуации, когда, например, прежний настоятель должен был передать по описи 324 предмета, а передавал всего 320. Мы помогали  определить, чего же недостаёт.

Постепенно  работа этой комиссии сошла на нет, хотя формально никто её не упразднял. За помощью к музейщикам теперь обращаются только в случае церковных краж, когда правоохранительным органам необходимо выяснить, что именно пропало и определить примерную стоимость похищенных икон.

- То есть, вы хотите сказать, что сейчас государство не следит за перемещением  древностей, хранящихся в действующих церквях?

- Так и есть. Но псковские архиепископы, надо отдать им должное, всегда сотрудничали с музеем. Я начинала работу, когда главой Псковской епархии был владыка Иоанн, который очень хорошо понимал важность такого сотрудничества. Его сменил на этом посту служения владыка Владимир - широко образованный человек, который был частым гостем в музее.

Замечательный пример современного взаимопонимания  - созданный по благословению  архиепископа Евсевия, старанием наместника Псково-Печерского  монастыря Тихона и директора Изборского музея Н.П. Дубровской новый музей истории города Печоры. Благодаря пониманию  того, что наше национальное наследие мы должны сохранять общими усилиями, в начале XXI века специалисты института им. И.Е. Репина были приглашены в Троицкий собор, чтобы сделать фотофиксацию иконостаса и составить хотя бы примерную смету необходимых реставрационных работ.

Именно тогда они и выявили самые аварийные иконы, и некоторые отреставрировали. Сам факт, что такая большая икона, как «Деисус», наконец-то отреставрирована и к тому же вернулась в храм, откуда она и произошла, конечно, очень знаменательный. Прекрасно, что Церковь находит со светским государством общий язык, когда речь идёт о сохранении нашего общего национального достояния!

Суха теория, мой друг

- Удивительно, что реставрация сделана бесплатно!

- Это ключевой момент! В наше время, когда всё или очень многое во взаимоотношениях определяется финансированием, люди делают такую сложную работу бесплатно! Это же чудо! Чудо, от которого сам Псковский музей-заповедник, к моему великому сожалению, отказался ещё в 2008 году, из-за чего сохранность нашего живописного фонда теперь оставляет желать лучшего…

- Почему отказался?

- Как вы знаете, в нашем музее в то время проходили бесконечные проверки комиссиями МК РФ, в том числе по инициативе некоторых музейных сотрудников. И вот одна из таких проверок выявила нарушение:  обучение студентов происходит  на музейных экспонатах.

Однако в инструкции оговаривается, что это является нарушением, только если у обучающего нет необходимого опыта. Практика показывает, что реставрация в таком учебном заведении, как институт им. И.Е. Репина под руководством ведущих специалистов страны гораздо более безопасна, чем реставрация в провинциальном музее без контроля  специалистов. Потому что за студентами наблюдает опытный педагог, профессионал высшей категории, а их работу оценивает реставрационный совет, в который входят лучшие представители российской реставрационной школы из Эрмитажа и Русского музея.

А в провинциальном музее нередко имеется всего-навсего один дипломированный реставратор, который при всём желании не в состоянии сам себя контролировать.

- В Псковском музее-заповеднике сколько реставраторов?

У нас в штате два реставратора по темперной живописи и три – по бумаге.

- Это аттестованные реставраторы?

- Пока нет. Новая аттестационная комиссия начала работу только несколько лет тому назад, поэтому необходимое подтверждение своей категории через каждые пять лет реставраторы получили только сейчас. Два  наших реставратора  должны быть аттестованы впервые. Несмотря на определённые преференции музейным реставраторам, комиссия работает очень требовательно, есть примеры, когда великолепные специалисты  получают более низкую категорию от первоначально заявленной.  Однако реставраторы из многих  провинциальных музеев прошли  аттестацию, несмотря на её современные  жесткие требования.

- Музей прекратил сотрудничество с институтом имени  И.Е. Репина?

- Нет, мы продолжаем сотрудничать. Мы вынуждены были отказаться только от одной формы сотрудничества с институтом И.Е. Репина – а именно, от летней студенческой практики. С 1975 и до2008 года каждое лето в музей приезжали по 10-15 студентов. Они занимались такой неблагодарной работой, которую реставраторы всех музеев  не очень любят: профилактическим укреплением красочного слоя. 

Ведь профессиональный реставратор очень заинтересован в повышении квалификации, а значит, старается с каждым разом браться всё за более и более сложную работу и не хочет терять время на обычную профилактику. А для студентов это обязательный учебный процесс. Благодаря чему на протяжении многих лет фонд живописи и икон Псковского музея-заповедника пребывал в стабильном состоянии сохранности.

- В институте имени  И.Е. Репина сейчас есть на реставрации какие-нибудь ещё псковские иконы, возвращение которых на родину может стать событием?

- Сейчас мы очень ждём возвращения в музей иконы Святого Христофора с пёсьей головой. Она могла быть отреставрирована и раньше, но, как известно, в институте случился пожар. И хотя огонь не затронул то крыло, где располагается реставрационная мастерская, реставраторам пришлось на время потесниться, что замедлило их работу.

- Это какая-то очень редкая икона? Никогда не видела подобных в наших храмах… Почему с пёсьей головой?

- По легенде Святой Христофор от рождения обладал редкой красотой. И когда  его проповеди стали собирать большое количество людей, он заподозрил, что это происходит не по его слову, а из-за его красивости. И он испросил у Господа отталкивающую внешность —  и приобрел песью голову.

Святой Христофор вообще-то больше почитается в католической церкви, особенно в Испании, где в Толедо  и хранятся его мощи. Однако же наша икона была написана в  XVIII века для Троицкого собора в Пскове где и находилась, пока Священный синод не издал указ о том, что изображения Святого Христофора с пёсьей головой являются пережитками язычества.

Икону убрали с глаз подальше (хорошо, что не уничтожили). А потом она была передана в созданный архиепископом Арсением музей церковно-археологического общества, откуда после революции попала в фонды так называемого Псковского краеведческого музея.

Два года назад мы отдали её в институт имени И.Е. Репина на реставрацию. Кроме того, что она с редкой иконографией, она ещё к тому же большая (182 на 70 сантиметров) и очень красиво написана:  с обильным золочением, с роскошным растительным  орнаментом одежд святого.  Уверена, что для посетителей музея это будет замечательный подарок.

Смотрите также: