Шедевр из псковской картинной галереи выставлен в Русском музее

В корпусе Бенуа Русского музея Санкт-Петербурга открылась выставка «Лев Бакст. 1866-1924», приуроченная к 150-летию со дня рождения всемирно известного живописца и графика, который внёс неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство. В нескольких залах юбилейной экспозиции представлено около 160 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций России.

   
   
Л. Бакст. Оливковая роща в горах. Фото: АиФ

В их числе картина «Оливковая роща в горах» из собрания Псковского музея-заповедника, написанная Львом Бакстом в 1903-1904 годах в период его работы над декорациями к спектаклю «Эдип в Колоне». В это время Бакст жил в курортном городке Ментона в тридцати километрах от Ниццы, и, по утверждению его биографов, стремился запечатлеть те места, которые ему предстояло воссоздать на сцене.

Написанное маслом полотно размером 90 на 62 сантиметра числится в псковской картинной галерее с 1930 года и было передано туда на хранение из Русского музея. Со времени окончания Великой Отечественной войны «Оливковая роща в горах» кисти Льва Бакста ещё ни разу не покидала Псковский музей-заповедник, а теперь пробудет в Русском музее до окончания выставки, которая закроется 16 мая.

По словам главного хранителя Псковского музея-заповедника Марии Проценко, которая присутствовала на открытии выставки «Лев Бакст. 1866-1924», псковскому шедевру знаменитого художника отведено специально организованное отдельное место. Никогда ещё эта картина не была представлена публике в таком выгодном свете – хотя бы потому, что, действительно, искусно подсвечена. И конечно, сопровождающая её надпись рассказывает всем о том, музею какого города она принадлежит.

Интересно, что по соседству с «Оливковой рощей в горах» Псковского музея-заповедника висит «Оливковая роща» из Новгородского музея-заповедника – очевидно, написанная Львом Бакстом в том же самом месте в то же самое время. Поскольку никогда раньше в России не проводилось столь масштабных выставок, посвящённых творчеству главного сценографа «дягилевских сезонов», её посетителям представляется уникальная возможность сравнить эти два произведения.

В числе первых, кто ею воспользовался, оказался артист балета Николай Цискаридзе, который с восторгом осмотрел все посвящённые Баксту залы, где представлены не только живопись и графика знаменитого художника, но также расписанные им ткани и сшитые по его эскизам театральные костюмы – как столетней давности, так и специально заказанные Русским музеем для этой выставки.

Смотрите также: