Федеральные эксперты предрекают рост тарифов на таксомоторные перевозки в России. Причин для этого достаточно: от подорожания запчастей до вступления в силу нового закона о такси. «АиФ-Псков» узнал, планируют ли повышение цен псковские перевозчики и готовы ли они к работе в новых условиях.
Туманная перспектива
Глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в середине января заявила СМИ, что в этом году поездки на такси подорожают на 10-20%. Правда, говорит она, произойдёт это не одномоментно, а постепенно, в течение года. В первую очередь на изменение тарифов повлияют рост цен на запчасти и новые автомобили, а также увеличение расходов на страхование.
В Псковской области, как сообщил «АиФ-Псков» врио председателя регионального комитета по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Смирнов, по данным на 31 декабря 2022 года деятельность по перевозке граждан в легковых такси осуществляли 108 индивидуальных предпринимателей и 12 юридических лиц, на которых работали 569 водителей. Большая часть из них работает с федеральными агрегаторами, которые принимают заказы и передают их таксистам.
Один из самых заметных игроков на этом рынке сегодня - «Яндекс.Такси». В ноябре 2022 года пресс-служба компании сообщила, что тарифы на такси в Пскове будут постепенно расти, чтобы «улучшить экономику поездок и таким образом частично компенсировать рост расходов на обслуживание автомобиля». Но, заверили представители компании, «изменение цен будет постепенным, чтобы спрос на поездки не упал, и заказов не стало меньше».
Псковичи не могли не заметить, что цены на поездки после этого действительно выросли. Что же касается дальнейшего повышения тарифов, то, к примеру, Игорь Смирнов, руководитель ООО «Манхэттен Про», официального сертифицированного таксопарка «Яндекс.Такси», уверяет, что в ближайшие полгода оно не планируется.
Представители немногочисленных «местных» служб такси также уверяют, что не будут поднимать цены в обозримом будущем. «Мы же понимаем, что у людей тоже финансовое положение сейчас не очень хорошее», - пояснил нашему изданию директор ООО «Чайка» (такси 057) Андрей Архипкин. «Водители всегда просят нас поднять тарифы, но мы мониторим рынок, смотрим цены конкурентов. Мы понимаем, что водители хотят ехать километр за 500 рублей, но кто будет пользоваться таким такси?» - отметил он.
ООО «Компания «Девятка Псков» (такси 000) тоже работает по фиксированной стоимости и в данный момент не планирует её повышать. Однако заместитель директора компании Валерий Михайловский в будущем не исключил роста цен в связи с удорожанием обслуживания автомобиля и запчастей.
Пенсионный возраст
Очевидно, что в ближайшие годы вопрос о стоимости запчастей и ремонта машин такси встанет довольно остро, поскольку автопарк будет стареть: с учётом взлетевших цен водителям не так просто приобрести новый автомобиль. «Парламентская газета» приводит данные опроса представителей таксопарков, который провёл Общественный совет по развитию такси. Только 38% из 170 перевозчиков из разных регионов России, принявших в нем участие, намерены в закупать новые машины в 2023 году. Примерно треть опрошенных собираются принимать решения в зависимости от ситуации на авторынке. 29% респондентов заявили, что точно не будут обновлять автопарк.
В псковских компаниях готовятся к тому, что работать водители будут на более старых автомобилях, но большой проблемы в этом не видят. По словам Андрея Архипкина, сейчас по условиям компании возраст машин должен быть не больше 3 лет, но теперь планирует понять эту планку до 5 лет.
Компания Валерия Михайловского изначально никаких ограничений по возрасту автомобилей не выставляла. По его словам, часто бывает так, что иномарка 2000 года выпуска ломается в разы реже, чем трёх-четырёхлетний, но уже довольно разбитый автомобиль, ведь «всё зависит и от манеры вождения».
Валерий Михайловский подчеркнул, что машина у водителя такси должна быть в хорошем, исправном состоянии, должен быть пройден техосмотр. «Понятно, что чем автомобиль старше, чем чаще он ломается. Но у нас есть машины и 1999 года в отличном состоянии. У нас есть водитель на «Волге», которая в идеальном состоянии, потому что он сам за ней ухаживает», - поделился он.
Наиболее лояльными оказались требования к автомобилям у федерального агрегатора. «Для Псковской области прописано, что машина должна быть дешевле 90 тысяч рублей. Так что у нас могут передвигаться и старые автомобили, но фактически возраст автопарка сейчас в среднем 5-7 лет», - отметил Игорь Смирнов.
Новая жизнь
Есть основания полагать, что в этом году в стране получится упорядочить работу такси, поскольку с 1 сентября вступит в силу (за исключением нескольких пунктов) закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».
Среди наиболее важных изменений можно выделить требование к тому, чтобы автомобили такси имели опознавательные знаки: пресловутые «шашечки» на крыше и «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке» по бокам на кузове. А вот цвет машины такси могут установить власти регионов.
Много в законе говорится о том, каким образом водитель такси должен узаконить свою деятельность. И тут, пожалуй, главное - требования, которые предъявляются к работнику такси. У него не должно быть противопоказаний или ограничений для управления автомобилем, неснятой или непогашенной судимости, более трёх неоплаченных административных штрафов, а в прошлом - фактов лишения водительских прав за совершённое правонарушение.
Кроме того, на уровне региона для водителей может быть введена аттестация на знание различных объектов, в том числе культурного наследия, и подъездных путей к ним.
Вопрос ответственности
Сразу несколько статей в новом законе касаются работы агрегаторов, практически вытеснивших с рынка привычные с советских времён автопарки. В документе чётко прописано, где и как они должны быть зарегистрированы, каким образом выстраивать отношения с водителями и контролировать их, как функционировать в целом. Есть в этой части закона и статья о том, что агрегаторы вместе с водителями должны нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси.
Валерий Михайловский заявил «АиФ-Псков», что считает такой пункт в федеральном законе совершенно оправданным, поскольку агрегатор набирает водителей и вместе с ними должен нести ответственность, если возникнет какая-то чрезвычайная ситуация. «В нашу компанию на собеседование приходит очень много водителей, но мы берём далеко не всех. У нас, в основном, работают опытные водители со стажем не менее 10 лет», - отметил Валерий Михайловский.
Определенные надежды на новый закон возлагают и правоохранители. В пресс-службе Госавтоинспекции УМВД по городу Пскову «АиФ-Псков» пояснили, что сейчас практически невозможно вычленить тех, кто занимается таксомоторными перевозками и привлечь их к ответственности в случае выявления нарушений. «То, что на автомашине наклеен логотип агрегатора, сейчас не является доказательством того, что водитель там работает, это можно рассматривать, как размещение рекламы», - отметили в Госавтоинспекции.
При каком-то происшествии или нарушении доказать, что водитель в роли такси перевозил пассажира, тоже фактически невозможно. «Конечно, мы останавливаем, мы привлекаем к ответственности, но только как обычного водителя, а не как человека, который занимается таксомоторными перевозками», - подчеркнули в ГИБДД. В ведомстве рассчитывают, что после вступления в силу нового закона ситуация в корне изменится.