Появление агрегаторов такси кардинально изменило этот рынок. Машин на улицах много, условия поездки становятся все более комфортными. Но какую ответственность несет компания-агрегатор и все ли, кто находится за рулем машин с «шашечками», могут с полным правом называться таксистами? «АиФ-Псков» узнал мнение экспертов.
Вершина айсберга
Отдельного федерального закона, регулирующего деятельность такси, нет. Основные требования к организации пассажирских перевозок содержатся в 69-ФЗ. Он обязывает региональные власти вести реестры перевозчиков. А самих таксистов — получать разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.
Чтобы получить такое разрешение сроком на 5 лет, надо быть зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательской деятельности: как ИП или ООО. Кроме того, необходим минимальный пакет документов: копии паспорта и свидетельства о праве на управление транспортным средством. Работать без образования юрлица можно, если устроиться в штат фирмы-перевозчика по трудовому договору.
В Псковской области, по данным комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, выдано 9 тысяч разрешений на работу такси. При этом, по словам начальника контрольно-ревизионного отдела комитета Натальи Пожарской, используются около 1200 из них.
Впрочем, по мнению самих участников рынка, все это лишь надводная часть айсберга. Игорь Смирнов, руководитель официального сертифицированного таксопарка Яндекс.Такси ООО «Манхэттен Про», говорит, что в его системе зарегистрировано 25 тысяч таксистов. И, надо полагать, это 95% тех, кто когда-либо таксовал в нашем регионе.
Из них, по словам Игоря Смирнова, активно работают около 7 тысяч человек. А имеют официальное разрешение — максимум 5%, то есть примерно те же 1200 человек, о которых говорит комитет.
Минимум контроля
Между тем, разного рода проверки касаются только «белых» таксистов: тех, кто работает на основании официального разрешения. Причем, сетует Наталья Пожарская, плановых проверок нет уже несколько лет: это такая мера поддержки малого и среднего бизнеса.
Внеплановые проверки, по ее словам, случаются не часто и основания для них должны быть существенные. Впрочем, и они требуют от регионального комитета по транспорту и дорожному хозяйству согласования с прокуратурой.
Владимир Папорт, начальник управления ГИБДД по городу Пскову, говорит, что его ведомство проверки таксистов также ведет. С начала 2021 года было выявлено 67 административных правонарушений со стороны таксистов. В основном это - управление автомобилем без путевого листа, незаконное использование фонарей такси и специальных цветографических схем.
При этом, останавливая машину с «шашечками», инспектор ГИБДД, чтобы понять, кто перед ним — легальный таксист или нет — может пользоваться лишь официальным реестром, размещенным в свободном доступе в интернете. Изымать разрешения на работу такси правоохранители также не могут. «Это должен делать тот орган, который его выдал», - пояснил Владимир Папорт.
Сам начальник псковского ГИБДД проблему видит в том, что рынок такси захватили интернет-агрегаторы: компании, выполняющие роль диспетчеров и не несущие ответственность за состояние автомобилей и водителей.
Проверки на дорогах
«У агрегатора есть таксопарк, механики, лица, ответственные за выпуск людей на линию?» - задает риторические вопросы Владимир Папорт. «Когда все это находится централизованно в одних руках - это лучший вариант!» - уверен он.
С представителем ГИБДД согласен и руководитель Псковского областного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Василий Дворниченко: «Должна быть охрана труда, контроль за режимом работы и отдыха, единое место проверки транспортных средств».
«Раньше водитель, чтобы сесть за баранку такси, должен был иметь первый класс. А сейчас что?..» - ностальгирует Василий Дворниченко. Кстати, количество автомобилей с «шашечками» на улицах ему кажется чрезмерным: «В советское время были нормативы - сколько надо такси на город».
Игорь Смирнов возвращение к формату советских таксопарков считает не нужным: «Зачем это бизнесу?» Но за контроль и проверки голосует обеими руками. По его словам, в агрегаторе «Везёт» был инструмент, помогавший выводить таксистов из тени: «Больше заказов доставалось тем, у кого есть лицензия». Однако теперь, после слияния «Везёт» с Яндекс.Такси, «пряник» исчез. Но и «кнут» не появился.
Представитель агрегатора уверен, что число зарегистрированных таксистов на улицах областного центра вырастет в разы, «если три раза в неделю проводить массовые проверки». Начальник ГИБДД по городу Пскову говорит, что не возражает. Так что, возможно, «белых» такси скоро действительно станет больше.