Псковская область традиционно находится в лидерах по числу автомобилей на душу населения. Только в Пскове на начало этого года было зарегистрировано 115 тысяч машин, то есть примерно по одному транспортному средству на двух жителей. Как изменится эта статистика по итогам года, пока не известно, но, уверяют владельцы некоторых автосалонов, продажи машин после длившегося несколько месяцев затишья возобновились. «АиФ-Псков» выяснил, что сейчас покупают псковичи и каковы перспективы снижения цен на новые автомобили.
Шорт-лист
Представителей автомобильных брендов, которые бы работали в прежнем режиме, на псковском рынке осталось не так много. Однако «выжившие» автосалоны уверяют, что в последнее время продажи машин возобновились. Как рассказал нашему изданию генеральный директор ООО «САВВА-АВТО» Вадим Боровко, за октябрь его компания реализовала 15 автомобилей марки Chery и по прогнозу продажи ноября будут такими же. «Есть какой-то отложенный спрос и мы должны его удовлетворить», - отметил он и выразил надежду, что снижение покупательской способности не произойдет.
Исполнительный директор ООО «Псков-Лада» Виталий Кудрявцев говорит, что продажи автомобилей «Лада» за первые три квартала 2022 года упали на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В октябре также наблюдалось падение спроса, поскольку, как он считает, после объявления о частичной мобилизации люди переориентировали свои траты. Тем не менее исполнительный директор «Псков-Лады» тоже рассчитывает на отложенный спрос. «Сейчас покупательская способность возобновляется. Если смотреть данные от недели к недели, то чувствуется, как меняется ситуация», - отметил он.
При этом, как уверяют псковские представители брендов Chery и «Лада», проблем с поставками машин нет. «Сейчас китайцы занимают лидирующие позиции по продажам. В октябре у нас было поставлено достаточное количество машин. Компания старается свои логистические цепочки выстроить так, чтобы обеспечить доступность автомобилей», - уверяет Вадим Боровко.
Он также уверяет, что качество китайских автомобилей растёт. «Мы уже 10 лет занимаемся их продажами и могу сказать, что те машины, которые есть сейчас, это другое качество, чем даже четыре года назад», - рассказал предприниматель.
Что касается «Лады», то некоторое время назад вопросы по поставке в Псков машин этого бренда тоже были, поскольку в связи с отсутствием комплектующих приостанавливался выпуск целого ряда моделей: «Веста». «Ларгус», «Гранта», «Нива», XRAY. «Но «АвтоВАЗ» подстроился под рынок, под импортозамещение и в июне выпустил упрощённую модель», - напомнил Виталий Кудрявцев. Он уверяет, что, во-первых, это было временное решение, а во-вторых такие упрощённые машины, они прошли все необходимые испытания.
Руководитель отдела маркетинга ООО «Псков-Лада» Юлия Андреева добавила, что благодаря импортозамещению в этих моделях уже появились кондиционеры, началось производство машин с подушками безопасности. «Но в тот момент у нас не было выбора», - констатировала она и заметила, что когда облегчённая версия «Лады» появилась в продаже, то владельцы старых «Жигулей» с удовольствием сдавали их в трейд-ин и забирали новые «Гранты».
«Все эти машины, которые приходили в немаленьком количестве, раскупили», - констатировал Виталий Кудрявцев.
Семь из десяти
Как утверждает исполнительный директор «Псков-Лады», на объеме продаж положительно сказались меры поддержки, которые ввёл Минпромторг. В стране действуют программы господдержки при покупке первого автомобиля, семейной машины, есть специальные предложения для учителей и медиков. Виталий Кудрявцев заметил, что прошлом году при участии в программе выгода составляла 10% от стоимости машины, а в этом - 20%. Он также призвал тех, кто собирается купить машину, не откладывать, поскольку программы поддержки хоть и рассчитаны до конца 2022 года, но фактически они завершатся тогда, когда будут реализованы все выделенные на них средства. Сейчас, по его словам, из десяти клиентов «Псков-Лады» семь покупают машины по госпрограмме.
«Скидка в 20% на машину - это очень круто», - согласна руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Пскове Надежда Михайлова. Она также утверждает, что с возобновлением госпрограмм автомобильный рынок оживился.
Правда, есть, нюансы: со скидкой можно купить только автомобили отечественных брендов ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и иностранный Haval, но при ограничении стоимости машины в 2 миллиона рублей в программу попадает «китаец» только в самой минимальной комплектации.
Тем не менее Надежда Михайлова отмечает, что благодаря госпрограммам покупатели получают скидку в размере от 200 000 до 300 000 рублей, в итоге, если машина приобретается в кредит, то сумма займа становиться меньше и ежемесячный платёж уже более доступен. Плюс ко всему, говорит представитель «Открытия», у банков сейчас есть масса сопутствующих предложений вроде кешбэка за бензин или рефинансирования автокредита.
Вадим Боровко обратил внимание, что автомобили Chery ни в какие госпрограммы не попадают. «Но я и не вижу реально, что государство сможет помогать всем и в больших объёмах», - констатировал он. А Надежда Михайлова в ответ заметила, что у банков есть специальные предложения при покупке машин из Китая и Кореи.
Впрочем, заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Сергей Зуев вообще поставил под сомнение наличие экономии при покупке машины по госпрограмме и в кредит. Фактически, говорит он, всю сумму скидки съедают ОСАГО и КАСКО, которое хоть и является добровольной опцией, но при этом в большинстве случаев входит в список обязательный требований при оформлении автокредита.
Представители автодилеров рекомендуют всё же не скупиться и оформлять КАСКО. Логика такова: если машина попадает в ДТП, то при ремонте по КАСКО должны быть использованы оригинальные запчасти, а это значит, что цена автомобиля сильно не упадёт, несмотря на то, что он побывал в аварии.
Сопредседатель Псковского регионального отделения «Деловой России», генеральный директор транспортной компании ООО «Д.АП» Михаил Романов замечает, что обязательства по страховке, конечно, выполняются, но из-за ожидания запчастей сроки ремонтов доходят до полугода. «Коммерческий транспорт не может столько стоять, поэтому ремонтируем сами», - поделился он.
Есть и ещё одна сторона вопроса: в связи с ростом цен на машины получилось, что у многих автомобилистов действующее КАСКО оформлено на сумму, которая чуть ли не в два раза ниже нынешней стоимости автомобиля. Собственники, конечно, получали от страховых компаний предложения доплатить за страховку, но на дополнительные вложения согласились далеко не все.
Больше игроков
Вадим Боровко уверен, что цены на автомобили снизятся тогда, когда на рынок вернётся конкуренция. Он замечает, что уже сейчас работающие в России китайские автопроизводители ведут борьбу за покупателя, предлагая скидки, которые каждый месяц становятся всё больше. Но стартовые цены на машины концерны снижать пока не готовы. По словам генерального директора ООО «САВВА-АВТО», они ссылаются на сложные логистические цепочки. «Надеюсь, что чем больше будут китайские производители возить автомобилей, тем больше будет конкуренция. Думаю, что в 2023 году уже не будет такого роста цен на машины, как в этом», - говорит он.
Вадим Боровко считает, что государству стоило бы ввести какие-то программы, чтобы авторынок рос, увеличивалось количество предложений. Он уверен, что конкурентов может подстегнуть и «АвтоВАЗ», если начнёт выпускать автомобили с более богатой комплектацией.
Виталий Кудрявцев заметил, что после роста цен на автомобили покупатели стали требовательнее. «Все хотят взять более качественный автомобиль, потому что чем лучше ты возьмёшь машину, тем меньше придётся вкладываться в дальнейшем», - пояснил он.
Михаил Романов рассказал, что год назад его предприятие собиралось приобрести автомобили «Лада Ларгус», однако тогда сделать этого не удалось. В этом же году такое обновление парка уже невозможно: из-за высокой стоимости машины не окупятся. Это привело к тому, что транспортной компании пришлось переключится на вторичный рынок. Правда, оказалось, что те автомобили, которые находятся в продаже давно, требуют серьёзных вложений.
Вадим Боровко отметил, что перед покупкой все автомобили стоит проверить по базам, которые имеются в интернете, чтобы выяснить его историю. Также следует пригласить независимого специалиста, который мог бы оценить реальное состояние транспортного средства. Он рассказал, что некоторые приходят с экспертами покупать даже новые машины.
«Когда в марте рынок встал, когда производство прекратилось, то дилеры начали выкупать авто с пробегом и желательно новые - 2019-2021 года, на которые ещё распространяется гарантия», - говорит Юлия Андреева. По её словам, сейчас у дилеров склады переполнены такими машинами.
«С ними рынок тоже играет - купили дорого, а теперь придётся продать дешево, - заявил Вадим Боровко. - Политика нашей компании - не уделять этому много внимания, мы всё же настроены на то, чтобы продавать новые автомобили. Те машины, которые нам сдают в трейд-ин, мы стараемся максимально быстро продать».
Что же касается прогнозов на следующий год, что Валерий Кудрявцев уверен, что так или иначе, но повышение стоимости автомобилей будет, на сколько - сказать пока сложно.
«Самое главное, чтобы рынок не сжимался до двух игроков», - констатировал Вадим Боровко. Он не исключил, что скоро на российский рынок вернутся все автомобильные марки, только уже не из Европы, а из Китая.