Пожелтевшие от времени листочки бумаги: с одной стороны - надпись "Смерть фашистским захватчикам" и Гимн Советского Союза, а с другой - выцветшие строчки писем с фронта. Эти сложенные вдвое послания моя семья бережно хранит уже много лет. Для нас это не просто письма, а памятник любви, уважения, безграничной преданности друг другу людей, проживших вместе 55 лет.
Они познакомились еще в школе. Это была любовь с первого взгляда, с первой секунды. Поженились сразу после окончания 7-й Тбилисской железнодорожной школы, когда обоим было всего по 18 лет. В далеком 1932 году они даже понятия не имели, через какие испытания и трудности предстоит пройти их чувствам, их семье совсем скоро: долгие пять лет войны, разлука, смерть младшего сына. Зинок и Артюша. Зинаида Сергеевна и Артем Георгиевич Будумян...
В 1941-м в самом начале войны, Артем ушел на фронт. Зиночка осталась в тылу - работала и воспитывала трех сыновей. Единственное, что их связывало на дальнем расстоянии, - это письма. Он нежно называл ее Зинок-джан, а себя - папаша.
"Ура, ура, ура! Получил долгожданное письмо от Зинок. Рад, что Вы, мои дорогие, здоровы, держитесь, папаша обязательно добьется приезда к Вам".
Артем Георгиевич служил в инженерных войсках: строил фортификационные сооружения, переправы и мосты над реками. Когда Советская армия наступала, он и его бойцы шли впереди, восстанавливая разрушенные участки, а при отступлении оставался на передовой до последнего, уничтожая постройки. Пока супруг воевал, Зиночка работала на Закавказской железной дороге. Через ее руки проходили сотни секретных документов. Наркомом она была награждена знаком "Ударник Сталинского призыва". Каждое ее и его достижение немедленно отражалось в письмах. Не раз в своих посланиях Артюша просил писать все в мельчайших подробностях.
"Моя дорогая женщина-хозяйка, когда ты мне пишешь о больших и маленьких делах дома, я чувствую себя на очень близком расстоянии от Вас. Зинок-джан, пиши обо всем, даже о комнатке, в которой я прожил так мало, но с таким удовольствием вспоминаю, и поспал бы там - прости за чересчур большую откровенность".
Он учит своих мальчишек, которые будут читать письмо вместе с мамой, как нужно жить, относиться к женщине, к семье, учит чувству долга.
"Зинок-джан, ты, конечно, не беспокойся обо мне, даже если запоздают письма. Я жив и здоров, чувствую себя хорошо, даже отлично. Как мне обидно, что из-за дальности не могу помочь тебе, моя дорогая. Если что-то кушаю хорошее, искренне говорю, не вру, Зинок, все время думаю о тебе и детишках. Все сослуживцы разделяют мое мнение, как вам трудно в тылу, хотя ты и не пишешь ничего. Единственное желание скорее одолеть врага и оказать тебе всемерную помощь".
Казалось бы, долгие военные годы, постоянное чувство усталости, переброски вооруженных сил с одной линии фронта на другую, смерть, идущая по пятам, должны ожесточить и огрубить человеческую душу. Но в их сердцах не появилось зла и обиды даже после смерти от болезни младшего сына Валерия в 1943 году. В строчках, адресованных друг другу, нет жалоб на жизнь и сетований на судьбу. Наоборот, каждый из них спрятал душевную драму подальше, они не могли и не хотели показывать своих страданий в то время, когда вся страна боролась за победу.
"Славная Зинок! Все то, что творится с тобой, моя родная, не преувеличивая, могу сказать, что творится и со мной. Все переживания действуют на здоровье, давай успокоимся, но ждать меня жди, так как приехать я решил обязательно в ущерб всем хорошим отношениям с нечуткими людьми, не понимающими глубину сердца настоящего отца и мужа".
В каждом письме - безграничная любовь друг к другу, доброта, уважение, ласка.
"Зинок, вчера был у нас офицерский вечер с ужином. Одним из добрых тостов был - За настоящих советских женщин, таких как моя Зинок, - все с удовольствием поддержали. После того как побывал у тебя с детишками, чувствую себя гораздо взрослее, что значит отец двух взрослых сыновей и муж замечательной дамочки Зинок. С большой радостью читал твое письмо, но как дошел до места, где пишешь о болезни Юрика, у меня как будто сердце оборвалось. Очень прошу, пиши мне о его здоровье поподробнее. Подготовьте мне самый большой подарок - чтобы все были здоровы, это единственное, о чем прошу".
И естественно, во всяком послании - непоколебимая уверенность в победе.
"Я хочу, чтобы ты с радостью услышала об уничтожении немецко-фашистского зверя в его берлоге, и тогда наша семья будет счастлива вместе со всем советским народом".
Неземная любовь моей прабабушки, ее молитвы бессонными ночами хранили прадеда. Артем Георгиевич без единого ранения прошел от Тбилиси до Берлина, вернулся домой майором, а уже после войны получил звание подполковника. Дома хранятся его многочисленные медали - орден Отечественной войны, орден Красной Звезды, "Знак почета", "За боевые заслуги", "За трудовую доблесть", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией"...
Зинаида Сергеевна и Артем Георгиевич прожили долгую и счастливую жизнь. Зинок пережила своего дорогого Артюшу почти на десять лет, все эти годы она с нежностью вспоминала о нем. А когда дома устраивала застолья, его место во главе стола всегда оставалось незанятым.
Смотрите также:
- Дети преклонного возраста. Соцработники для одиноких - проводники в жизнь →
- Посланник Андерсена. Можно ли утёнка превратить в лебедя? →
- Счастье есть! Антикризисный выпуск →