Проблема распределения земель в областном центре, а точнее сам механизм реализации этого процесса всегда вызывал острую полемику и был предметов самых жарких дебатов. И причина здесь не только в том, что земля эта, в отличие от тех же заболоченных полей, находится в центре интересов множества рыночных субъектов, а значит, имеет и более чем серьезную стоимость. Важно, что от того, каким образом "белые пятна" на карте города будут распределяться среди потенциальных арендаторов, зависит будущий облик Пскова.
Лес охраняешь - дрова имеешь
Понятно, что промышленные зоны, жилые массивы, культурно-исторические места должны гармонично сосуществовать. Но для этого нужна единая концепция застройки - раз - и четкая регламентация того, как участки "земли псковской" попадают в аренду к тому или иному хозяину, - два. А вот с этим, как оказалось, проблема.
Первым шагом к тому, чтобы оградить потенциальных инвесторов от возможных вымогательств городских чиновников, наделенных правом "пущать или не пущать", а городской бюджет пополнить дополнительными средствами, стал вступивший в действие с начала 2006 года региональный закон "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области". Главный посыл этого нормативного акта - система открытых аукционов.
Разница между первоначальной стоимостью и стоимостью, которая возникает в ходе аукциона, сразу же уходит на разработку проектной документации и подведение инфраструктуры к земельному участку, так что стоимость жилья при этом повышаться не должна.
Упрощенно схема реализации земельных участков по данному закону такова. Заказчик подает заявку в Госкомитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям, где она рассматривается и передается уже в администрацию Пскова. Последняя в месячный срок осуществляет все проектные работы по предварительному согласованию участка и передает документацию на региональный уровень, после чего участок выставляется на открытые торги, сообщение о проведении которых предварительно публикуется в прессе. Предполагается, что если первоначальный заказчик имеет наибольшие виды на участок и готов максимально эффективно его использовать, то он и должен приложить все усилия для победы. Хотя не исключено, что арендатором земли станет и более эффективный собственник. В плюсе оказываются все - и заказчик, который изначально освобождается от утомительной процедуры подготовки полного пакета документов, и городской бюджет, который получает максимальную рыночную цену за участок.
Пустырь для инвестора
Схема, казалось бы, предельно простая и максимально эффективная. Однако попытка провести данный механизм в жизнь сразу же натолкнулась на целый ряд трудностей. Фактически, по данным Госкомитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям, с начала года администрацией города представлено на торги всего восемь земельных участков, из них два - в сентябре и один - в июне. При том что с момента вступления закона в силу через областной комитет прошло 146 заявлений на предоставление земельных участков, из них документы по 122 были направлены в городскую администрацию.
Из трех проведенных торгов, на которых распределялись участки под жилую застройку, два не состоялись из-за отсутствия заявителей. Напомним, что мэрия, воспользовавшись своим правом объявлять аукционы самостоятельно, выставила два земельных участка на улице Алехина, работы на которых станут возможными только после ввода в эксплуатацию подземного водозабора в деревне Солоново, строительство которого в настоящее время даже не начато. Третий участок - площадка под строительство многоквартирного дома вдоль Ленинградского шоссе - тоже не вызвал особого ажиотажа у потенциальных инвесторов, из-за сомнительной привлекательности для будущих жильцов и максимальной удаленности коммуникаций.
Попыткой выяснить, в чем же кроется корень зла, стал "круглый стол", прошедший 10 октября в администрации Псковской области и посвященный реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Во встрече приняли участие губернатор Михаил Кузнецов, его заместители, председатели ведущих отраслевых комитетов областной администрации, представители городских властей, руководители строительных организаций, общественные деятели.
А за месяц - не успеть
Аргументация городской администрации, которую на встрече представляли начальник Управления строительства и архитектуры города Юрий Носов и вице-мэр Владимир Сырцов, в общем сводилась к следующему. Во-первых, в городе нет площадок с малым обременением, следовательно, приходится максимально ускоренными темпами работать по планировочным решениям. Во-вторых, самым тяжелым моментом является разработка документации на уровне детальной планировки, из-за чего затруднительно уложиться в месячный срок со всеми согласованиями.
Итак, принципиально - по крайней мере на словах - мэрия с идеей торгов не спорит, ссылаясь исключительно на технические трудности. В ответ на это губернатор Михаил Кузнецов высказал предложение делегировать полномочия по распределению земельных участков в Пскове с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации - Псковской области. По мнению губернатора, для того чтобы развернуть работающую систему, региональной исполнительной власти понадобится около шести месяцев.
Между тем строительным компаниям по большому счету непринципиально, какая из администраций будет ставить окончательную подпись. У них есть возможность строить квартиры для псковичей и желание зарабатывать на строительном буме. Инвесторы "всего лишь" хотят свести к минимуму бюрократическую волокиту и получить единые условия игры. Для всех.
Смотрите также:
- Столовую на улице Металлистов в Пскове могут переделать под торговый центр →
- Застройщик вздрогнул от закона →
- Тормозят городские чиновники →