Каждый третий на Псковщине - земледелец. Дачник в России - большая сила

Фото: АИФ

   
   

Если опираться на статистические данные, то с Днём работника сельского хозяйства в Псковской области можно поздравлять каждую третью семью. Потому что каждая третья семья в нашем регионе занимается любительским земледелием, то есть садоводством и огородничеством. Одним словом - дачей, которая считается чисто русским феноменом. В какой другой стране владелец небольшого участка земли (с некапитальным строением на нём) решает вопросы продовольственной безопасности целого государства? То-то и оно…

А с недавних пор дачники Псковской области расцениваются властью ещё и как политическая сила. Ну или как очень значимая часть электората… В 2011 году председатель Псковской региональной общественной организации «Комиссия по садоводствам» Анна Илгоч даже стала участницей праймериз «Единой России» - со стороны Объединённого народного фронта. Прямо из зала в её адрес раздавались скептические реплики: маникюр, макияж, хорошо подготовленная речь дипломированного юриста и управленца. Какой из вас дачник, Анна Владимировна?

Наше всё

- А в самом деле, есть ли у вас дача?

- Конечно. И так получилось, что не одна. Во-первых, надо помогать родителям: они у меня люди деревенские, сами из Новгородской области, но по распределению приехали работать в Псковскую область. У них 10 соток в товариществе «Псковитянка», которые, кстати, только в прошлом году электрифицировали. А мой личный участок пока в большей степени используется как экспериментальная площадка, в том числе для наших грантовых проектов. Например, в этом году на средства гранта администрации Псковской области мы реализовывали проект «Мы дети земли Русской», в котором приняли участие дети из Вернявинской школы и детского сада «Колосок» (Палкинский район), из церковно-приходской школы деревни Ветвеник (Гдовский район).

И именно на нашем участке мы занимались изучением разведения грибов - вешенки. Выращивают вешенку на брёвнах, которые при правильном подходе «плодоносят» до трёх раз в год и могут дать урожай в треть своего веса! Трудозатраты здесь минимальные, а после того как бревно выработает свой ресурс, из него получается замечательное экологически чистое удобрение. И мы сейчас уже всерьёз задумываемся о том, чтобы включить в свою проектную деятельность обустройство грибных ферм при сельских школах. Если поставить перед собой задачу по сертификации произведённой продукции, то можно будет и на рынок выйти.

- Анна Владимировна, но не подменяет ли ваша общественная организация, или, говоря глобально, русская дача, целый государственный институт по решению вопросов сельского хозяйства?

   
   

- Нас до сих пор даже не считают сельхозпроизводителями - скорее, относят к социальной сфере. Хотя у нас очень хорошая статистика по овощеводству, вклад дачников в обеспечение себя (и не только себя - с учётом продажи излишков), например, картофелем в нашем регионе трудно переоценить. По результатам наших исследований, «дачная» добавка к семейному бюджету в месяц может составлять до 4 тысяч рублей. Это экономически значимая цифра, учитывая, что большая часть дачников, по данным Института регионального развития Псковской области, - люди пенсионного и предпенсионного возраста со средним доходом (или даже ниже среднего). Далее: дачники производят экологически чистую продукцию - в противовес той, что мы зачастую наблюдаем в наших магазинах. Работа на даче - это тот самый активный отдых, который продлевает людям жизни (Военно-медицинская академия называет цифру 20-30% от средней продолжительности). И она же обеспечивает трудовое воспитание детей, которым сейчас, увы, практически не занимается школа. Это только несколько поводов относиться к нам серьёзно, чего мы добиваемся уже много лет. Но вода камень точит…

Голода боимся?

- Но почему всё-таки мы так привязаны к земле? Голода боимся? Ведь первый толчок к развитию дачные товарищества получили в послевоенные годы: власть надеялась подкормить людей.

- Применительно к Псковской области это не совсем так. Первая волна обеспечения дачными участками у нас пришлась на 70-е годы, активно в этом участвовали предприятия региона. Но тогда было создано всего несколько садоводческих товариществ, например, всем известная «Пристань-1». А вот более мощный толчок к развитию дачные хозяйства получили в 90-е годы. Землю давали свободно, тогда же создали и первое общество садоводов под руководством В.В. Очнева, а в администрации города Пскова действовал целый отдел по работе с дачными товариществами, лишь недавно упразднённый. И он действительно работал: тогда наделяли земельными участками в объёме 6-15 соток, в том числе на землях бывших коллективных хозяйств. И это были зачастую не лучшие земли, требовавшие мелиорации, развития инфраструктуры. И если, например, за межевание и ту же мелиорацию платили сами садоводы (зачастую при помощи предприятий), то строительство и ремонт дорог к дачам брали на себя органы муниципальной власти.

Так была построена асфальтовая дорога на «Пристань-1», которая сейчас имеет статус муниципальной. Вообще, был чёткий план благоустройства, который к 1998 году из-за грянувшего кризиса был свёрнут, к сожалению. Люди ждали перемен 7-8 лет, они попросту не могли вести хозяйство на заброшенных территориях. Ведь немногие способны героически преодолевать пешком по 5 км от железнодорожной станции или, бросив свою машину за те же 5 км, двигаться к своему участку пешком. В результате мы имеем то, что имеем: большое количество заброшенных дач по причине полного отсутствия инфраструктуры. Эти вопросы стояли на повестке дня и у Ассоциации садоводов, которую в 2003 году создал председатель товарищества «Ветеран» (10,5 км от Пскова) А.И. Бибаев, и у нашей комиссии. Переломный момент настал в 2011 году, но посчитайте, сколько мы к нему шли?

- И к чему пришли, можно сказать?

- В 2010 году мы подготовили и представили в администрацию региона законопроект о регулярной господдержке садоводческих коллективов Псковской области, но на встрече с нами губернатор сразу сказал, что не видит в нём необходимости. И предложил разработать программу по развитию садоводческих товариществ. В июле этого года она была подписана. В рамках этой программы в течение трёх лет на развитие садоводств планируется потратить 62,5 млн рублей…

Как с этим управиться?

- Огромные деньги!

- Сразу отмечу, что половина этих средств - расходы самих садоводств. Большая часть денег будет направлена на ремонт дорог, обустройство пожарных водоёмов, мелиорацию земель, борьбу со свалками мусора. И хотя бы 10-15% - на обучение, повышение юридической грамотности управляющих садоводческими объединениями. Главных проблем у нас три: брошенные земли, неразвитая инфраструктура, качество управления территориями садоводческих товариществ. Но если мы решим третью, то с первыми двумя будет намного проще разобраться. Меня в этом смысле очень вдохновляет опыт Белгородской области. Этот регион наряду с Татарстаном - лидер по развитию сельскохозяйственных территорий. Вы можете себе представить, что там даже до небольших деревень построены дороги с 4-полосным движением?

Конечно, Белгородчина - это один из районов Черноземья. Им сам бог велел развивать сельское хозяйство. Но сколько зависит от качества управления! И даже от личности управленца: там губернатор Евгений Савченко сам занимается научной деятельностью, а вопросами сельского хозяйства - плотнее всего. Он трудоголик, может и второго января в 8 утра на работу выйти. Но дело не в этом, а в тех проектах, которые реализуют он и его команда. Один пример: развитие кредитования на осуществление малоэтажной застройки - от 1 до 5% годовых. Да, здесь речь идёт о кооперативном строительстве, но это не пирамида, первый вклад там сделан администрацией региона.

При нынешних ценах на квартиры в Пскове наша молодёжь уже пристально рассматривает дачные участки родителей как место строительства капитального дома. Ведь наши товарищества практически все сконцентрированы в пригородной черте: Псков, Псковский район, Великолукский район. Это могло бы послужить и толчком к развитию инфраструктуры и сельских территорий в целом. Я как член комитета по агропромышленному комплексу Молодёжного парламента уже подала несколько предложений с учётом белгородского опыта. Пока попросили представить дополнительные расчёты. И мы обязательно ещё раз посетим Белгородскую область, там есть чему поучиться - вплоть да развития экопоселений, которые становятся популярными и в Псковской области, но Белгородская область единственная в России имеет законодательную базу для их развития…

- То есть дача - это хорошо?

- Очень хорошо, пусть нам много лет и приходится доказывать это потом и кровью! И мы будем доказывать каждый день, потому что видим в развитии садоводческого движения источник решения глобальных проблем России.

 

Смотрите также: