Выглянув в окно, вы с большой долей вероятности увидите тропинки, протоптанные псковичами через газоны. Да что там, наверняка каждый из нас регулярно пользуется такими «ходами», более удобными, чем обычные тротуары: по пути к остановке или «магазину на районе». Коммунальщики вновь и вновь перекапывают их, но всё тщетно: «народная тропа» не зарастает. «АиФ-Псков» узнал, как с этим можно бороться и надо ли вообще это делать.
И вечный бой...
Каждый наверняка слышал истории о том, как «там, у них», - в Швеции, Финляндии, да что там, просто в соседней Прибалтике, - благоустройство делают «по уму»: дожидаются, пока люди в новом районе проложат тропы по своим надобностям, а уже потом делают их «капитальными»: асфальтируют или выкладывают плиткой. «Эх, нам бы так!» - обычно вздыхает при этом рассказчик. Ведь в том же Пскове практически каждый двор помимо «штатных» дорожек расчерчен стихийными. А коммунальные службы с упорством, достойным лучшего применения, ведут с ними «вечный бой»: перекапывают, а потом иногда еще и устанавливают табличку «ходить запрещено».
«В некоторых странах даже законодательно это принято. Там застройка не точечная, а микрорайонная. И сразу дорожки никто не прокладывает. Это делают через год или два, когда уже понятно, как люди ходят», - поясняет активист сообщества «Убитые дороги», эксперт-проектировщик Николай Мельков.
В России же, по его словам, в большинстве случаев все наоборот: при проектировании благоустройства сразу прописывают дороги, но не продумывают, как будут ходить пешеходы. «А пешеходы всегда идут по самому короткому пути: никто не ходит под углом 90 градусов и не хочет 50 метров по кругу идти, если можно пройти 10 метров», - констатирует эксперт.
По его словам, есть прецеденты, когда даже удачные проекты благоустройства в процессе реализации искажаются: застройщик просто меняет их под себя, чтобы сэкономить.
«Надо асфальтировать!»
В качестве яркого примера того, как не надо делать, Николай Мельков приводит улицу Юности на Запсковье, где на пути массовой миграции пешеходов и заборы поставили, но всё тщетно: «На Юности как лезли через забор, так и лезут: никто 200-300 метров в одну сторону до светофора не пойдет».
Свои проблемы на свежеотремонтированных улицах, рассказывает активист: «Обратите внимание, когда будете там гулять: вы непроизвольно сходите с выложенного плиткой тротуара на асфальтовую велодорожку. Потому что люди не хотят идти по плитке или вести по ней коляску».
Перекапывать же «народные тропы», по словам активиста, это «временная мера»: «Сперва, конечно, никто не хочет лезть в грязь. Но очень скоро земля уплотнится и люди снова пойдут по привычному маршруту».
Начальник управления городского хозяйства администрации Пскова Александр Грацкий с этим и не спорит. Другое дело, поясняет он, некоторые тропы «легализовать» нельзя: например, те, под которыми проходят какие-то инженерные коммуникации. А также такие, которые ведут к стихийным же пешеходным переходам.
«А там, где людям ходить действительно комфортно, конечно же, надо их асфальтировать», - согласен руководитель УГХ Пскова. По его словам, такая работа в городе уже активно ведется в рамках плановых ремонтов улиц и дворов.
«Район выглядит лучше»
Николай Мельков в качестве позитивного примера решения проблемы «народных троп» приводит ситуацию на улицах Никольская и Владимирская. Андрей Тарасов, директор управляющей компании «ПсковЖилСервис», обслуживающей расположенные дома, подтверждает: в микрорайоне в этом году заасфальтировали около десятка особенно востребованных жильцами дорожек протяженностью от 10 до 60 метров каждая.
Резоны управляйки он объясняет следующим образом: «Эстетически микрорайон выглядит лучше, обувь меньше пачкается». По его словам, недовольны новшеством только дворники: теперь зимой свежезаасфальтированные дорожки тоже надо чистить.
Еще одно нововведение, которое внедряет на Никольской и Владимирской управляющая компания - это создание газонных «отступов» между тротуаром и проезжей частью: на старте застройки нового микрорайона проектировщики их почему-то не предусмотрели. Казалось бы, мелочь, но в результате обслуживать такие тротуары было неудобно: механизированным способом их было не почистить из-за припаркованных вплотную машин. Это отражалось на количестве дворников и качестве уборки».
Микрорайон продолжает расти, но теперь пресловутые «отступы» делают сразу. А еще - плавные спуски с тротуаров на проезжую часть: это удобно и мини-тракторам, осуществляющим уборку, и мамам с колясками.