Аргументы и Факты
pskov.aif.ru
16+
Псков
Аргументы и Факты
pskov.aif.ru
16+
Псков
Примерное время чтения: 7 минут
361

Вот незадача. Псковские учителя и родители – об отмене домашнего задания

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35. АиФ-Псков 27/08/2025
Отменять ли домашнее задание в школах – вопрос сложный
Отменять ли домашнее задание в школах – вопрос сложный / Андрей Степанов / АиФ-Псков

Все родители не понаслышке знают, каково это – делать домашнее задание со своими детьми. Зачастую это приводит к нервным срывам и плохому настроению. Страдают и учителя – кипу домашек еще нужно проверить, а учеников в каждом классе может сидеть и 30, и больше. Депутаты Госдумы предложили решение – надо отменить домашнее задание, мол, и у учеников больше свободного времени, и учителям меньше проверять. Как псковичи отнеслись к инициативе, выяснил «АиФ-Псков».

Быть или не быть?

Вопрос о чрезмерной нагрузке российских школьников и учителей не раз поднимался властями – ученики зачастую тратят на учебу от восьми до десяти часов ежедневно. Причем сюда входят не только уроки, но и многочисленные кружки, секции, внеклассные занятия и репетиторы. Трудно приходится и учителям, ежедневно проверяющим тонны письменных работ учеников: не только самостоятельных и контрольных, но и пресловутых домашек. На проблему перегруза участников образовательного процесса не раз обращали внимание депутаты Госдумы во главе с Вячеславом Володиным. На днях они предложили отменить домашние задания дабы решить проблему с чрезмерной нагрузкой учеников и педагогов.

Большая загруженность не единственная причина, побудившая предложение отменить домашние задание в школах. С появлением интернета и развития возможностей искусственного интеллекта выполнение домашних заданий стало формальностью – ученики поголовно списывают готовые решения из интернета и прибегают к чату GPT. Следовательно, учитель не может объективно оценить такую работу и выявить реальный уровень знаний учащихся.

Вынесенная депутатами инициатива вызвала жаркие споры не только у учителей, но и у родителей. Одни выступают за – родителям некогда делать домашку с детьми, другие категорически против – а как тогда оценивать? Третьи считают, что в экспериментах нет ничего плохого. Споры имеют место быть, ведь решение еще не принято.

«Плодить неучей»

Домашнее задание в школах это не формальность, а педагогический инструмент, считают учителя. Так, выполнение домашнего задания формирует в ученике важные качества личности – трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, умение вносить вклад в собственное интеллектуальное развитие, поэтому отмена домашки в школах может дать обратный эффект – перестанет формироваться цельная личность.

«Отмена домашнего задания будет плюсом для лодырей. Те, кто ничего не делал, будет продолжать ничего не делать. Ответственность с ученика за свое образование полностью снимается», – считает учитель биологии и химии Светлана Малышева.

Причем домашние задания не только инструмент формирования личности, но и умственных способностей – улучшения памяти, развития критического мышления и логики, а также способ закрепления и освоения материала во внеклассной среде. Важность этого отмечают не только учителя, но и родители.

«Отрицательно отношусь к отмене домашнего задания в школах. Они важны и нужны: это повторение материала, закрепление знаний, полученных на уроке, развитие памяти, мелкой моторики, ответственности да и вообще интеллекта», – отметил отец семиклассника Алексей Николаев. Такого же мнения придерживается и мама третьеклассницы Елена Лебедева. «На успеваемости отсутствие домашнего задания скажется отрицательно. Всегда были те, кто списывал или что-то придумал, но есть и родители, которых не проведешь, и дети, которые понимают, что знания нужны им самим. Есть же ответственные ребята! Им домашнее задание просто необходимо в качестве закрепления знаний, полученных на уроке», – сказала она.

Даже если отменить домашнее задание и дать ученикам вместо него свободное время, то возникает закономерный вопрос: чем его занять? Мотивированные дети найдут интересное занятие – посвятят себя спорту, танцам, творчеству или запишутся на кружок по интересам. А у педагогически запущенных ребят появится дополнительное «окно» для времяпровождения в плохой компании или зависания в телефоне.

«Успеха могут добиться только те ученики, которые выбирают трудный путь. Освободить от учения, труда? А чем они заполнят это время? Кто чем…. Иногда и ничем. Труд никогда никому не навредил. Любой. И физический, и умственный. А идти по легкому пути – это плодить неучей, бездарных, безработных, лентяев. Страна держится на плечах тех, кто работает головой и руками. А домашнее задание – это труд. С него начинается личность», – уверена учитель русского языка и литературы Наталья Волкова.

Кроме того, в случае отмены домашнего задания у учителя станет меньше рычагов воздействия на учащегося и способов оценки его знаний. «За домашнее задание можно поставить оценку. Если ребенок списал, это видно сразу, потому что учитель видит потенциал каждого своего ученика. Как оценивать ученика, если отменить домашнее задание? Нельзя же на каждом уроке писать контрольные и самостоятельные, как тогда объяснять новую тему?» – задается вопросом Светлана Малышева.

Домашка с изменениями

Некоторые учителя и родители предлагают альтернативу полной отмене домашнего задания – авторские и творческие задания, ответы на которые не найдешь в интернете. «Чтобы исключить списывание, можно предложить ребенку выполнить творческое задание – кластер, кроссворд, квиз. Освоение учебного материала через творчество обычно хорошо закрепляет полученные на уроке знания. Кроме того, ученики находят такую подачу материала интересной», – считает учитель географии Валентина Игнатьева.

Некоторые педагоги поддерживают отмену домашнего задания, но только в том случае, если ученик старательно работает на всех уроках, показывает успех в обучении и выполняет все требования учителя. «Если ученик старательно работает на уроках в течение недели, к примеру, то его можно поощрить, освободив от домашнего задания на какой-то определенный период», – считает учитель начальных классов Наталья Маркович.

Однако отмена домашнего задания за успехи в учебе возможна только в старших классах – дети уже подросли и имеют багаж знаний за плечами. В начальных классах такие послабления могут принести вред, поскольку закладываются базовые знания, умения и навыки. «В начальных классах отменять домашнее задание категорически нельзя, потому что оно закрепляет освоенный на уроке материал. Родителям просто надо взять под контроль ГДЗ. Можно не задавать домашнее задание в слишком большом объеме, не задавать к выходным – у детей должно оставаться время на отдых», – добавила Наталья Маркович.

С глаз долой

Несмотря на возможные минусы отмены домашнего задания, некоторые родители выступают за полную его отмену. «Родители приходят поздно, дети устают, задают очень много и времени нет совершенно ни на что. Смысла в домашнем задании нет – ребенок все равно ничего не усваивает. Вместо домашнего задания лучше читать книги или научить детей забивать гвозди или пользоваться пилой», – считает мама пятиклассника Дарья Иванова.

Согласна с ней и мама восьмиклассницы Надежда Абрамова. «У детей по семь-восемь уроков. И по каждому куча заданий. Нужно отменять домашнее задание – за многих его делают родители или дети просто списывают из ГДЗ. Или нужно уменьшить объемы», – говорит она.

За полную отмену домашнего задания выступают и некоторые ученики, ссылаясь на чрезмерную загруженность и бессмысленность этого вида работ в современном мире. «Все равно мы смотрим ответы в интернете или пользуемся искусственным интеллектом. Даже учителя иногда делают отсылку в интернет. Я внимательна на уроках и в полной мере выношу материал оттуда. Если мне что-то непонятно, то обращаюсь за помощью к учителю. Я делаю уроки с вечера, потом встаю в четыре утра, чтобы все повторить. После школы, конечно, хочется спать. Если отменят домашние задания, то мне не придется больше издеваться над собой, чтобы объять необъятное», – поделилась восьмиклассница Дарья Бегунова.

«Ответственный ученик все равно выполняет все работы, готовится к контрольным, повторяет материал. Тот, кому учеба малоинтересна, все равно спишет. Домашние задания добросовестно делают единицы, поэтому задавать его в современном мире нет смысла. Помимо этого, домашнее задание занимает пять-шесть листов. На его выполнение ты порой тратишь больше времени, чем в школе, или в два раза больше. В итоге не остается времени на кружки или другие занятия. Только школа и только учеба»,  сетует одиннадцатиклассник Тимофей Ковалев.

Отменят ли домашнее задание в российских школах – вопрос открытый. Депутаты отметили, что при проработке инициативы будут опираться на мнение педагогического сообщества, родителей, психологов и других экспертов. А пока ученикам остается одно – грызть гранит науки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах