Примерное время чтения: 9 минут
882

Трудности разговора.Может ли логопед работать онлайн и вредны ли гаджеты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Псков 17/11/2021
Число детей с проблемами речи в России растет с каждым годом
Число детей с проблемами речи в России растет с каждым годом / фото предоставлено Ольгой Теребилиной / АиФ

Год от года в России растет число детей с речевыми нарушениями. В преддверии Международного дня логопеда, отмечаемого 14 ноября, «АиФ-Псков» поговорил о причинах этого явления с логопедом Ольгой Теребилиной.

Бумаги вместо детей

- Верно ли мнение, что логопедов в Пскове не хватает и количество детей, которым требуется логопедическая помощь, с каждым годом растет?

- Логопедов в городе не мало, но конкуренции между ними практически нет, потому что и детей с логопатологиями достаточно много. Современный образ жизни родителей, постоянные стрессы ведут к тому, что детей, которые нуждаются в помощи логопеда, становится больше.

Ребенок с логопедическими проблемами — это в 90% случаев ребенок, у которого есть еще какие-то проблемы с нервной системой, поэтому логопеду часто приходится работать в содружестве с неврологом, а порой даже с психиатром. Без этой совместной работы получить хороший результат сложнее.

 Фото предоставлено Ольгой Теребилиной

- Что в принципе изменилось в вашей профессиональной сфере за последнее десятилетие?

- Начинала я как детский психолог и к тому моменту, как занялась логопедией, проработала на этом поприще почти 10 лет. Потом поняла, что для того, чтобы работать с детьми, у которых есть проблемы в учебе, мне не хватает логопедической составляющей. Психологом я работала в коррекционных классах и детсадовских речевых группах и мне действительно не хватало знаний, чтобы увидеть картину проблем ребенка в целом и более комплексно ему помогать.

Три года назад я занялась частной практикой и лично для меня очень многое изменилось. В школе или в детском саду я тонула в море бумаг, отчетов, планов, программ, которые надо сделать «еще вчера». К тому же зарплаты в наших образовательных учреждениях настолько маленькие, что вкладывать средства в совершенствование своих знаний и навыков просто не выходит. Сейчас я имею возможность все рабочее время тратить только на занятия с детьми, уровень моей работы возрос и результаты другие.

Культура гаджета

- Дети сегодня погружены в гаджеты. Это как-то влияет на задержку речи, на возникновение логопедических проблем?

- Это может влиять на задержку речи, но при условии, что сложилось много факторов. Причины задержки обширны: неврологические, органические, психологические и психиатрические, а так же связанные с нарушениями слуха и зрения.

Если у ребенка есть серьезные нарушения речи и даже простые слова даются с трудом, то гаджеты способствуют снижению коммуникации, у ребенка пропадает речевая мотивация, ему незачем разговаривать, потому что все интересное у него происходит в планшете или телефоне и не требует от него усилий.

Как психолог могу сказать, что очень многое зависит от того, как родители используют гаджеты. Если ребенок видит, что его родные прибегают к гаждетам, когда необходимо получить информацию или поработать, он тоже не будет в них зависать.

Командная работа

- Может ли быть такое, что у логопеда не получается проблему устранить? Значит ли это, что он плохой специалист?

- Не всегда. Бывают очень сложные случаи, нужен взгляд со стороны, чтобы установить причину нарушений. Нужен консилиум специалистов разных профилей. Такие консилиумы есть в некоторых речевых садах, детских неврологических отделениях больниц, центрах помощи детям. Неправильно установленная причина, отсутствие совместной работы с неврологом и психиатром может дать очень плачевные результаты - родители потеряют драгоценное время.

Бывает, что ответственным за устранение проблем с речью, например, у ребенка с аутизмом делают логопеда. А он в этой ситуации последнее звено и если начнет заниматься с таким ребенком без помощи других специалистов, то тоже ничего не получится.

Важно уметь наладить и контакт с родителями, сделать так чтобы они поддерживали его работу дома. Ребенок занимается со мной 2 раза по 40 минут в неделю, это очень мало, чтобы выработать новые навыки, привычки в речи, обязательно нужно, чтобы было подкрепление дома. К сожалению, не все родители хотят этим заниматься. Если логопед не смог все правильно объяснить и обосновать, замотивировать родителей, то работа обречена на провал.

Ольга занимается с детьми разного возраста
Ольга занимается с детьми разного возраста. Фото предоставлено Ольгой Теребилиной

Для того, чтобы не чувствовать себя плохим специалистом и понимать, что делаешь так, а что нет, надо повышать квалификацию, общаться с профессиональным сообществом. Есть такое понятие в психологии - «супервизия». Это когда ты разговариваешь с другим логопедом, которого уважаешь, и чей профессиональный уровень выше твоего, о неудачах в работе, ищешь причины. Либо с психологом, с которым обсуждаешь все проблемы и трудности своей работы.

Такое общение помогает избежать профессионального выгорания, иначе посмотреть на свою работу и найти выход из той ситуации, которая может казаться тупиковой. К сожалению, у нас этого в культуре нет. Если психологи еще посещают супервизоров, то среди логопедов единицы, кто об этом знает и пользуется такими услугами.

Страшно, но интересно

- В интернете сегодня можно найти все, в том числе и записи занятий с логопедом. Можно ли их использовать? Нет ли риска навредить?

- Записи в интернете ориентированы на широкий круг лиц. Родители не могут сами диагностировать, какое у ребенка нарушение, поэтому уроки эти не вредны, но бесполезны.

По моим наблюдениям, у родителей не хватает и времени самостоятельно заниматься с детьми. Они могут, конечно, что-то в интернете найти, посмотреть, но систематически, - подчеркну, именно систематически, - заниматься с ребенком мало у кого сил хватает.

Зато родители часто провоцируют возникновение у ребенка горлового звука «р». Это связано с тем, что они не слышат, как звучит правильный звук и им кажется горловое произношение нормальным. В остальном очень сложно что-то испортить.

- Когда началась пандемия и был локдаун вы перенесли свои занятия в онлайн. Были ли опасения? Все ли получается при работе в таком формате?

- Было страшно. Я взяла неделю отпуска, за это время собрала материалы и попробовала провести первое такое занятие.

Я это как представляла? С одной стороны компьютера сижу я, с другой - ребенок и родитель. У родителя есть конспект, который я заранее ему выдала. Я что-то объясняю, а родитель помогает ребенку это выполнять. На практике это оказалось и сложнее, и проще.

Были дети, которые отсеялись сразу. Это малыши до пяти лет, дети с нарушениями концентрации внимания, задержкой психического развития. С ними заниматься онлайн практически невозможно. Я честно об этом родителям сказала, предложила дождаться того момента, когда можно будет снова проводить обычные уроки. И они практически все дождались.

А есть дети, которые просто созданы для онлайн-занятий. Они здорово работают, хорошо держат контакт и выполняют задания. Я уверена, что у них не будет проблем получать в дальнейшем какие-то знания дистанционно. Родители оказались совершенно не нужны в процессе занятия. Их работа – включить и выключить компьютер, когда нужно, ну и домашнюю работу помочь сделать.

Заниматься получается весело и увлекательно
Заниматься получается весело и увлекательно Фото: АиФ/ Фото предоставлено Ольгой Теребилиной

Есть и ограничения. Можно научить читать через интернет, набрать лексику, подправить грамматику в речи, но некоторые звуки, особенно если у ребенка есть неврологические проблемы и необходима работа зондами, поставить сложно. Тут дистанционка не работает, к сожалению.

Все возрасты покорны

- Логопедические проблемы можно исправить в любом возрасте?

- У меня занимались несколько взрослых людей, я очень с ними люблю работать, потому что у них высокая мотивация. У них больше осознанности, чем у детей, больше самоконтроля, поэтому результаты достигаются быстрее.

Звук можно поставить за одно занятие и за десять занятий полностью ввести в речь. Недавно ко мне пришел одиннадцатиклассник. У него, как и у его родителей, не было звука «р». Три логопеда, с которыми он работал в детском саду, в школе и частным образом, сказали, что это наследственное и сделать они ничего не могут. Но это оказалось не так. На первом же занятии я поставила ему звук, а в течение месяца мы все закрепили. Ему это было нужно для поступления в летное училище. Я горжусь тем, что смогла помочь.

Кстати, в случае со взрослыми ролики из интернета могут хорошо сработать, потому что в силу осознанности взрослый человек может лучше разобраться в том, что происходит, воспроизвести звук и ввести его в свою речь.

Кстати
Как и многие другие специалисты, логопеды во время пандемии начали работать в онлайн-режиме. Но очень быстро выяснилось, что далеко не всем детям подходит такой метод.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах