Не секрет, что спорт — это не всегда здоровье. Занятия физкультурой, безусловно, полезны, как для детей, так и для взрослых, но интенсивная физическая нагрузка несет в себе и риски - от получения различных травм до внезапной остановки сердца. О том, как, занимаясь физкультурой и спортом, сохранить здоровье и жизнь, узнал «АиФ-Псков».
На физкультуру со справкой
Первые серьезные занятия спортом — это школьные уроки физкультуры. Поскольку программа подразумевает сдачу нормативов, допускать к ним обязательно должен врач. Чтобы адекватно оценить возможности ребенка, разработаны группы здоровья. «Это комплексная оценка детского организма на основании всего анамнеза. Групп здоровья всего пять», - пояснила главный врач Псковской детской поликлиники Эльвира Мелех.
Первая, основная группа - это абсолютно здоровые дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии органов. Им разрешается заниматься физкультурой по основной программе, сдавать нормативы, участвовать в соревнованиях. Вторая группа — подготовительная. В нее входят несовершеннолетние, имеющие функциональные отклонения, но без хронических заболеваний. Такие дети тоже могут заниматься по основной физкультурной программе, но нормативы они могут сдавать только с разрешения врача. Дети из третьей, четвертой и пятой групп здоровья имеют серьезные ограничения на занятия физкультурой.
По словам Эльвиры Мелех, с середины августа в детских поликлиниках наблюдается огромный поток родителей, которые идут за справками, разрешающими или запрещающими заниматься физкультурой. Но такая активность родителей приветствуется. «Я призываю все образовательные учреждения требовать эту медицинскую документацию, чтобы у нас не было печальных случаев», - отметила она.
Огромная разница
Еще более пристальным должно быть внимание к детям, которые начинают профессионально заниматься спортом. «Между тренировкой в секции и уроком физкультуры разница огромная», - говорит заместитель главного врача по спортивной медицине Детской областной клинической больницы Евгений Васильев.
По его словам, сначала ребенок получает допуск к занятиям спортом, пройдя скрининговое обследование по полису ОМС в центре здоровья. Но уже после года занятий в спортивной секции, за его состоянием здоровья следят физкультурные диспансеры.
«После того, как ребенок отзанимался год, тренер определяет его физические способности и дает ему более высокую нагрузку. У меня трое детей — все спортсмены. У них ежедневные тренировки практически без выходных, и тренировочный процесс длится несколько часов. Это уже не физкультура. Поэтому существуют так называемые спортивные диспансеры», - рассказывает Евгений Васильев.
Спортивные врачи не только могут вовремя обнаружить патологию, но и отличить ее, например, от изменений, которые претерпевают органы в результате спортивных нагрузок.
Например, у ребенка-спортсмена с годами формируется так называемое «спортивное сердце» - физиологическое увеличение органа. «Обычный кардиолог может подумать, что такого человека пора отстранять от спорта. А спортивный кардиолог знает, что это и что нужно делать», - отметил врач.
Все спортсмены, кроме членов сборной РФ, проходят диспансеризацию в физкультурном диспансере раз в год или раз в полгода в зависимости от уровня спортивной подготовки. Сборная России проходит диспансеризацию на базе федеральных центров, где есть соответствующее оборудование и другой уровень специалистов.
«Я сравниваю спортсменов с гоночными автомобилями. У нас станция технического обслуживания конкретно для феррари. Обычная мастерская для них не подходит», - отмечает Евгений Васильев.
Выявить дефекты
Впрочем, не только профессиональные спортсмены должны следить за своим здоровьем. Профилактические медицинские осмотры — не прихоть врачей. «Техосмотр автомобиля проводится не для того, чтобы вас не оштрафовали, а для того чтобы выявить дефекты, которые могут на трассе сыграть. Вы сели в машину, а она не заводится. Так и сердце — раз и не завелось!» - отмечает Евгений Васильев.
Он напомнил, что в любом пособии по педиатрии есть подробная глава о синдроме внезапной детской смерти. «Родитель утром приходит будить своего ребенка, а он не проснулся. К этому может привести целый перечень заболеваний. Поэтому и существует диспансеризация», - отметил врач.
«Должна быть культура контроля или заботы о собственном здоровье. Должна быть мотивация со стороны самих граждан. Из-под палки трудно заставить», - поддержала коллегу главный врач Псковской городской поликлиники Галина Неваленная.
По ее словам, любой гражданин в возрасте от 18 лет может записаться на диспансеризацию. Также ее можно пройти в Центре здоровья, который находится на территории областной больницы.
В результате проведения диспансеризации и профосмотров тоже дается группа здоровья. Если врачи устанавливают первую или вторую группу, теоретически этот человек может сдавать нормы ГТО, участвовать в кроссах и так далее. Если устанавливается группа 3а или 3б (хронические заболевания, требующие диспансерного наблюдения) поликлиника не может дать справку о допуске к спортивному мероприятию.
Однако, если человек все равно хочет участвовать в марафоне, кроссе и подобных мероприятиях, поликлиника отправляет его к спортивным врачам и представляет выписку из медицинской карты. А те уже оценивают, справится ли человек с той физической нагрузкой, которая ему предстоит.
Перед поступлением в вуз дети тоже проходят медосмотры. «Если им 18 лет и больше, то за справкой они приходят в городскую поликлинику, если меньше - в детскую поликлинику. В справке мы указываем перечень специалистов, которые дают свое заключение. Если молодой человек хочет поступить в военный вуз, где требуется идеальное здоровье — это одни требования, если это гражданская специальность — это другие требования», - пояснила главный врач.
Что касается занятий физкультурой в вузе, то программы занятий составляются с учетом группы здоровья студента: основная, подготовительная или специальная (для последней характерны значительные ограничения). Кроме того, дополнительные справки об освобождении от физкультуры могут выдаваться в течение года. Например, если у ребенка аллергия на весеннее цветение. «Он может заниматься физкультурой зимой в полном объеме. А весной он не может заниматься. Это нужно учитывать», - сказала врач.
Ответственность родителей
Галина Неваленная также обратила внимание на то, что и у детей, и у их родителей должна быть ответственность: «Бывает ситуация, когда особо болезни нет, но родители и ребенок настаивают на болезни, чтобы не заниматься физкультурой. Но бывает и другая ситуация: ребенок хочет быть, как все и родители не обо всем говорят врачу. А на приеме нужно говорить все честно, как есть».
С подобными случаями нередко сталкиваются и тренеры спортивных секций.
«Приходят родители: «Мы поступаем в военный вуз через три месяца. Нам нужно сдать ОФП». И дает мне норматив, а там - а ля спецназ. Отказываюсь. Они: «Мы пойдем к другому тренеру», - рассказывает председатель Федерации КУДО города Пскова, председатель Общественного совета при комитете по спорту Псковской области Ильи Кучеров.
Впрочем, по его словам, есть и адекватные родители: «У мальчика были проблемы с сердцем. Он на Кубок России готовился. Но хорошо, что у его родителей нет своих нереализованных чемпионских амбиций. Объяснил им все, мы пропустили этот кубок. Зато сейчас парнишка - здоровый лось! Выигрывает соревнования. Все здорово».
Кроме того, нередко родители не понимают, что ребенок, занимаясь спортом, может нанести вред здоровью. По словам Евгения Васильева, любой перелом может иметь самые нежелательные последствия — это как разбитый стакан, целым он уже не будет. «Пришел посмотреть как выглядит скейт-парк. Там море детей, но ни одного с защитой. Я за сердце схватился», - сказал врач.
Поэтому на уроках физкультуры, в том числе, необходимо давать знания о правилах безопасности, правилах гигиены и так далее. «Физическая культура — не просто бегать, прыгать. Это большой пласт информации. Физкультура учит всему», - отметил председатель комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации Пскова Александр Гаврилов.
Кроме того, он, сам когда-то преподававший в школе, отметил, что необходимо поощрять достижения учеников, а не просто ставить оценки за выполнение нормативов. «У нас — нормативы, а необходимо, чтобы был интерес к занятиям. Не надо эти секунды, метры. Ребенок отжимался три раза, сейчас шесть - он молодец! Нужно поддерживать это. И тогда у детей будет интерес», - уверен Александр Гаврилов.