Коронакризис заставил многих изменить подход к работе. Некоммерческие организации – не исключение. Вот и в Центре устойчивого развития Псковской области придумали проект «Удаленное волонтерство» и получили грант на его реализацию. О новых формах работы с аудиторией «АиФ-Псков» рассказал руководитель НКО Семен Никонов.
Ушли в интернет
- Семен Юрьевич, проект реализуется на средства гранта. Когда вы успели его получить во всей этой коронавирусной неразберихе?
- Этот проект - наш ответ ситуации, которая сложилась из-за распространения коронавируса. К счастью, есть фонды и организации, которые оперативно отреагировали на новые обстоятельства и решили выделить средства, чтобы НКО смогли переориентировать свою работу. Заявку нашу рассмотрели довольно быстро и уже с мая мы приступили к реализации проекта.
За два месяца работы проекта видеоконференции посмотрели около 3 500 раз. Лично в конференциях приняли участие 50 человек. Проект продлится до сентября. Любые вопросы можно задать по телефону горячей линии: 8(953)235-67-67.
- Что это за проект? Про что он?
- «Удаленное волонтерство» - это просветительские видео-встречи на темы, которые стали особенно актуальны в условиях пандемии. Приглашённые эксперты рассказывают, как изменилась работа многих жизненно важных служб и дают практические рекомендации гражданам в решение ежедневных вопросов и задач.
- В каком формате видео-встречи проходят?
- Все встречи проводятся в формате видеоконференции ZOOM. Присоединиться к конференции и задать вопрос может любой желающий, для этого нужно только заполнить анкету по ссылке на сайте Центра или группе организации во «ВКонтакте». Кроме того, трансляции встреч ведутся в группы в социальных сетях в прямом эфире, а записи выкладываются на YouTube-канале Центра устойчивого развития Псковской области, поэтому они доступны для просмотра и после завершения прямых эфиров. Все лекции также выходят в виде подкастов их можно найти на Яндекс.Музыке или в Apple Podcasts по названию «Сила вместе, сила в месте».
- Темы встреч, как они возникли? Как вы поняли, что заинтересует аудиторию? Набор тем строгий или вы можете включить какую-то по желанию зрителей?
- Уже вышло шесть видео-лекций. Они об ответственности граждан в период карантина, о мерах поддержки, об электронных услугах в нотариате, об общественном наблюдении, о том, как создать эффективно работающий совет многоквартирного дома, о кредитах и займах, о работе жилищно-коммунального комплекса. Темы еще для четырех видео тоже известны - среди них домашнее насилие и мошенничество в интернете - но могут измениться в зависимости от обстоятельств.
Когда мы заявку писали уже было некое понимание, какие темы прежде всего будут актуальны. Например, первое время было много вопросов о том, какие правила введены на территории Псковской области и как следует вести себя людям в случае взаимодействия с представителями правопорядка. Интересовались люди и работой управляющих компаний, в частности, дезинфекцией подъездов, отменой начисления пени за коммунальные услуги и прочее.
Эксперты ответят
- Какие видео-встречи оказались самыми популярными и набрали больше всего просмотров?
- В день защиты детей прошло выступление адвоката Анны Михайловой о мерах социальной поддержки, предусмотренных для людей, пострадавших от эпидемии. Эту встречу уже посмотрели более 1 000 раз. Но самым популярным видео (его посмотрели 1 700 раз) стала конференция о работе ЖКХ во время режима самоизоляции, которую провел директор управляющей компании № 2 Пскова, председатель общественного совета при комитете псковской области по делам строительства и ЖКХ Дмитрий Гусаков.
Он рассказывал о работе управляющей компании, дезинфекции подъездов, отмене штрафов и пени за коммуналку, предоставление отсрочки по ее оплате. К примеру, из его лекции участники встречи могли узнать, что если пени все же начислили, то с заявлением об их списании следует обращаться в УК. Если компания настаивает на их выставлении, то надо получить письменный отказ и с ним идти в Госжилинспекцию, Роспотребнадор или прокуратуру.
- А как вы выбирали экспертов для проекта?
- В силу специфики нашей работы со всеми ними мы так или иначе сотрудничаем, поэтому проблем здесь не возникло. Мы знали, к кому с тем или иным вопросом обратиться.
- Они, собственно, и есть те самые «удаленные волонтеры»?
- Совершенно верно.
- И как у настоящих волонтеров, их работа бесплатна?
- Для наших зрителей – да. Но мы считаем, что работа экспертов, пусть и в роли волонтеров, должна оплачиваться. Не стоит забывать, что каждая видео-лекция предполагает немалую подготовку: надо собрать информацию, поднять законодательную базу, сделать наглядную презентацию и т. д.
- Скажите, а как о вашем проекте узнают зрители-слушатели?
- Мы активно сотрудничаем с коллегами из других НКО, каждое имеет свою аудиторию. В зависимости от темы видео-встречи закидываем в соответствующие группы в соцесетях. Так, например, когда речь шла о поддержке семей, о пособия и выплатах на детей, ссылки на лекции мы просили разместить в группе того же Детского фонда.
Новый уровень
- Кто ваша аудитория? Молодые люди?
- Вовсе нет. Аудитория разновозрастная. Льготами и пособиями больше интересуется молодежь, молодые семьи. Если речь о соцуслугах и пенсиях, то вопросы приходят от пенсионеров. Не могу сказать, смотрят они эфиры или читают пресс-релизы, но звонки от них поступают регулярно.
- А есть конкретные примеры того, как удалось помочь?
- Конечно. Псковичи могут задать свой вопрос не только во время прямого эфира, но и после. У нас на горячей лини отвечает и консультирует профессиональный юрист. С начала реализации проекта поступило 63 звонка.
Так, после лекции о работе ЖКХ по телефону обратилась женщина с вопросом о взаимодействии с подрядчиком, выполняющим капитальный ремонт в ее доме. Женщина рассказала, что у нее в ванной были срезаны полотенцесушители, а произвести их замену подрядчик предложил выполнить за счет хозяйки квартиры, ссылаясь на то, что закупленное оборудование не подходит по размерам.
На консультации мы разъяснили, что размеры полотенцесущителей относятся к техническим особенностям дома, которые должен был предусмотреть подрядчик и вся замена должна быть выполнена полностью за его счет. После консультации женщине удалось урегулировать этот вопрос, организация, выполняющая капремонт взяла все расходы на себя.
Еще один звонок поступил после лекции о мерах социальной поддержки в условиях карантина, где, в том числе обсуждались выплаты родителям детей до 16 лет. Обратившаяся женщина обнаружила, что при заполнении заявления на получение выплат на сайте Госуслуг отсутствует графа «опекун» и становится не понятно, положены ли детям, находящимся под опекой эти выплаты. Оказалось, что да, опекуны также могут оформить получение выплат, но им необходимо лично написать заявление в МФЦ или Пенсионном фонде.
- Семен Юрьевич, на ваш взгляд, в чем значимость проекта и для вас, как НКО, и для людей?
- Когда приходишь в аудиторию и читаешь лекции, а потом отвечаешь на вопросы – это одно. В данном же случае есть материальная составляющая в виде записей, к которым можно обратиться в любой момент и получить ответы на возникшие вопросы. К счастью, законодательство меняется не так быстро и, например, информация о пособиях и выплатах, будет еще какое-то время актуальна. Подкасты – и вовсе новая форма работы для нас, ни одно НКО в регионе пока ее не использовала. Мы для себя решили понять, насколько это действительно актуально и пользуется спросом.
Семен Никонов родился 23 марта 1975 года. В 1997 году окончил исторический факультет ПГПИ (сейчас — ПсковГУ). В настоящее время - председатель общественной организации «Центр устойчивого развития Псковской области», руководитель АНО «Центр правового просвещения и медиации», председатель Совета Благотворительного фонда «Добрый город». Это организации оказывают ресурсную поддержку некоммерческим организациям и гражданским активистам в Псковской области по вопросам правовой грамотности, благотворительности, поиску финансовых средств для работы.