Примерное время чтения: 5 минут
205

Сбежавшее молоко. Производители объяснили, почему дорожает «молочка»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Псков 31/08/2022
Путь молока от фермы до полки в магазине долог и тернист
Путь молока от фермы до полки в магазине долог и тернист / Андрей Степанов / АиФ

Покупатели обращают внимание, что стоимость «молочки» с каждым днем становится только выше, а ведь это один из важных продуктов в рационе многих псковичей. С чем это связано и с какими трудностями сегодня сталкиваются производители молока и молочной продукции - узнал «АиФ-Псков». 

Стабильно, но тяжело

«Молочная отрасль является приоритетной в нашем регионе и развивается вроде бы стабильно, но тяжело, - говорит заместитель председателя комитета сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области Александр Никандров. - Причин хватает, начиная от погодных условий и заканчивая кадровыми».

По его словам, за 7 месяцев псковские хозяйства надоили 121 000 тонн молока, что составляет 102,7% от показателей за аналогичный период прошлого года. «Цифра красивая и вроде все хорошо, но кто следит за ситуацией видел, что на сайте нашего комитета размещена информация по хозяйствам, которые сработали в минус. Среди них есть как новые, так и старые», - отметил он.

Что касается роста цен на молочную продукцию, то факторов, которые на это влияют довольно много. Высокая стоимость сырья, дорогие запчасти, маркировка готовой продукции и даже упаковка. Цена на последнюю взлетела аж на 50%, при этом качество оставляет желать лучшего — отбраковка составляет порядка 20%.

В структуре себестоимости сырья, особенно в молочной отрасли, 50% составляют корма, объясняет Андрей Козлов, председатель комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Псковской областного Собрания. «А вы сами знаете, что если в прошлом году зерно на рынке стоило 8 рублей, то сейчас 15 рублей, - говорит он. - А раз увеличилась себестоимость сырья, готовой продукции, соответственно, повысились и закупочные цены».

На росте цены сказалось и подорожание импортных составляющих процесса. «Сегодня у нас, к сожалению, не все медикаменты имеются российского производства, в основном они иностранные,. И когда была большая валютно-курсовая разница - все это подорожало», - рассказывает Андрей Козлов.

Еще один фактор - исчезновение пальмового масла с российского рынка. «Год назад продукт обложили пошлиной, закупать его стало невыгодно и с рынка масло ушло. Да, продукция без него стала более натуральной. Но она и стоит дороже», - отметил депутат.

Государство старается помогать сельхозпроизводителям и переработчикам аграрной продукции. Среди мер господдержки - компенсация реализованного литра молока, дешевые инвестиционные кредиты до 5%, компенсация за приобретение крупного рогатого скота. Но, констатирует Андрей Козлов, «оказать существенного влияния на уменьшение себестоимости они не могут».

Отложенный эффект

«Мы еще год назад говорили, что цена молока удерживалась очень долго искусственно и это было убыточно. Мы выживали за счет того, что вырезали стадо, но проблем это не решало», - рассказывает генеральный директор ООО «Металлист» Александр Избаш.

Работая в убыток, предприятие съедает все имеющиеся резервы: запасы запчастей, техники. Однако наступает момент, когда их надо восполнять, а как восполнять, если резина для сельхозмашин, которая стоила 80 000 рублей, стала стоить 200 000 рублей. «Техника и запчасти подорожали в два раза, как отечественные, так и импортные, даже белорусские», - отмечает глава крестьянско-фермерского хозяйства Александр Лопотов. - С обновлением парка теперь большие проблемы».

И ладно бы, если все ограничилось подорожанием, так проблема еще и в том, что даже за большие деньги купить нужные запчасти очень сложно. «Мне только сейчас комплект запчастей пришел на комбайн, - делится Александр Избаш. - Пять месяцев ждали».

«Мы сейчас перекрываем убытки прошлого года, - утверждает Александр Лопотов. - У нас рост себестоимости молока начался примерно с третьего квартала 2020 года. 2021 год мы работали в убыток и только с сентября 2021 года начался рост цен на сырое молоко. Цена выросла на 30% и это нормально. Просто цены долго на молоко держали».

Целый год, по словам Александра Избаша, федеральные сети, которые подписали мораторий на повышение цен, отказывались принимать псковскую продукцию, потому что считали ее дорогой. Потом вроде лед тронулся, но оказалось, что это ненадолго.

«Я давно говорил, что федеральные сети погубят наше производство, - утверждает генеральный директор Пушкиногорского маслосыродельного завода Николай Щураков. - Мы давно ведем борьбу за выживание. Во всех сетевых магазинах наша продукция как минимум на 75% дороже отпускной цены. Поэтому с некоторых пор мы сами поставки в сети стали сокращать».

Личный ад руководителей

Маркировка - еще одна головная боль для руководителей организаций и предприятий. Себестоимость одного маркирочного QR-кода составляет от 60 копеек до 1 рубля, а оборудование для маркировки - до 20 миллионов рублей.

А с 1 сентября начнется и вовсе ад. В системе обязательной маркировки товаров должна начать работать вся розничная торговля, продавцу предстоит сканировать коды маркировки, тем самым передавая сведения в систему «Честный знак». И если крупные торговые сети к этому подготовились, то маленькие магазины и автолавки - практически нет.

«Мы поставляемые свою продукцию в независимые розничные сети, точечные магазины, и сегодня там ситуация печальная, - рассказала управляющий группы компаний «Мега Холод», председатель комиссии по экономике Общественной палаты Псковской области Татьяна Кириленок. - Чтобы с 1 сентября они смогли работать в соответствии с новыми требованиями им придется установить дополнительное программное обеспечение, найти квалифицированных сотрудников. Все это довольно затруднительно, поэтому мы ожидаем, что у нас резко снизится оборот торговли с независимой розницей».

Есть и хорошие новости - первые три месяца участников процесса обещают не штрафовать, однако даже при таком раскладе эксперты прогнозируют снижение продаж. «У нас так всегда: цели великие, желания благие, - говорит Александр Избаш. - Но хорошо бы, чтобы затраты на введение систем маркировки и других подобных новшеств брало на себя государство, а уже потом можно ее и на коммерческие рельсы ставить. А то сейчас выходит, как в басне «Лебедь, рак и щука».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах