Примерное время чтения: 6 минут
195

Смотреть вверх. Сложно думать о «высоком», рискуя упасть в грязную лужу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Псков 07/06/2016
Ольга Миронович / АиФ

Мы попросили ответить на этот вопрос Ольгу Кошелькову, куратора выставок псковской художественной галереи «Дар».

«Вы не представляете!»

Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU: - Ольга, вся ваша сознательная жизнь так или иначе связана с искусством. А какова его роль сейчас, насколько оно востребовано?

Фото: АиФ

- Я попробую ответить на примере Пскова, хорошо? Не секрет, что на выставки и другие подобные мероприятия в нашем городе ходят, по большому счёту, одни и те же люди. А у большинства псковичей для этого нет времени - они зарабатывают деньги, по вечерам ходят на футбол, смотрят телепередачи. При этом многие из них рассуждают так: вот, посмотрел по телевизору репортаж с выставки, приобщился к культуре. Но никакой телесюжет не сравнится с живой музыкой или картиной. То же самое с интернетом – благодаря ему ты считаешь, что знаешь весь мир. Но стоит самому оказаться в новом для тебя месте, и запросто можешь воскликнуть: «Боже, где же я был раньше!». Потому что монитор компьютера не передаёт всего ощущения.

- То есть, проблема в техническом прогрессе?

- Просто время сейчас такое. Люди стали более самонадеянными, они уверены, что знают так много и обо всём, что их уже трудно чем-то удивить. Конечно, то, что делаем мы и наши коллеги – не какое-то откровение, способное потрясти. Хотя для некоторых посетителей это оказывается действительно так. Как-то пришёл к нам на выставку молодой человек, как потом выяснилось - юрист. И он был вправду потрясён: «Не ожидал, что в Пскове может быть такое. Вы не представляете, какая у вас здесь атмосфера!». Ха, мы-то как раз представляем.

- Но нынешняя ваша выставка «Псковские ерши» оказалась очень даже на слуху.

- Да, она клёвая, но, как мне кажется, это во многом связано и с самой темой. Ведь слова «рыбалка», «рыба» - особенные для жителей нашей области. Поэтому, наверно, на открытие выставки пришло много рыбаков, подводников – то есть тех, кто до этого не заходил ни к нам, ни в другие галереи. К тому же, открытие сопровождалось угощением в виде ухи и шашлыков от наших друзей-рыбаков. Словом, получилось весёлое неформальное мероприятие, частично проходившее, к тому же, на свежем воздухе. А вообще публика к нам ходит. Но вот эта сила инерции, когда 2 км от площади Ленина кажется огромным расстоянием… Ну, сиди тогда дома или в машине, и вообще никуда не выходи.

Особый организм

- Хотите сказать, псковичи ленивы и не любопытны?

- Вовсе нет. Вообще Псков – это совершенно особый организм, уже в силу географического положения. Мы находимся на перекрестье, мы – другие, у нас граница рядом, и не одна. Будь моя воля, я бы всем псковичам выдавала визы года на 3 сразу и не ущемляла б тех, кто имеет двойное гражданство. Ведь именно благодаря близости границ псковичи – очень интересные и своеобразные люди. А получи они возможность беспрепятственно выезжать, то возвращались бы полными энергии, а не ползали сулыми рыбами, и город бы наш расцвёл.

- Ну да, и возвращались бы обратно с претензиями к местным властям: а почему у нас дороги не такие ровные, как у «них», а почему у нас тротуары зимой плохо убирают? А оно им надо?

- Конечно, меня раздражает, например, когда я иду по улице Ротной, спотыкаясь о колдобины. Когда зимой у нас – гололёд, а летом – песчаные бури. В Пскове нужно ходить, глядя вверх – настолько там всё красиво. Но делать этого, к сожалению, нельзя: неминуемо споткнёшься или провалишься в открытый люк, как это произошло несколько лет назад с немецкой подружкой моего знакомого. Вот вы меня всё расспрашиваете об искусстве, но человека слабо тянет к высокому, если он постоянно рискует упасть мордой в грязь в буквальном смысле этого выражения.

В своём кругу

- Кстати, о «высоком». В те же советские времена государство чуть ли не насильно закармливало граждан этим самым «высоким»: по телевизору и радио постоянно звучала классическая музыка, транслировались теле- и радиопостановки по произведениям классической литературы. Сейчас этого не хватает?

- Для человека должна быть естественной среда, в которой он обитает. Нравится ему симфоническая музыка – пусть слушает. Но если его от такой музыки тошнит, то и не надо насильно ею пичкать. Как говорится, каждому своё. Другое дело, что для откровенной попсы я бы выделила отдельные теле- и радиоканалы. И пусть она там существует на радость своим поклонникам. Но чтобы все остальные при этом не сталкивались с этим ужасом в самый неожиданный момент. Потому что для меня, например, каждый раз это всё равно, что внезапно уткнуться носом в грязный плинтус. То же касается и мата.

- А с ним вы как поступить предлагаете?

- Недавний пример. Вчера шла за компанией молодых людей, обсуждавших какую-то техническую проблему. Но делали они это исключительно матом. Почему я должна была это слушать? Я вовсе не выступаю за полный запрет ненормативной лексики. Но, ребята, пользуйтесь им, пожалуйста, в своём кругу, а не в общественных местах. Понимаете, очень хочется чистого пространства – без попсы и мата, убитых тротуаров и загрязнённых рек. Для меня всё это – вещи одного порядка.

Досье
Ольга Кошелькова. Родилась в 1956 году в Архангельской области. Окончила Псковский пединститут, работала в Псковском музее-заповеднике. С 1995 года – искусствовед и директор (в одном лице) первой в Пскове частной галереи «На Бастионной». С 2013 года – куратор выставок художественной галереи «Дар».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах