Примерное время чтения: 5 минут
228

Лимузин над тундрой. Летающий автомобиль как лекарство от бездорожья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Псков 25/08/2015

Но мы расспросили автора проекта Александра Енаева, заведующего кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» ПсковГУ, каким задумано новое транспортное средство и для чего оно нужно.

«От порога к порогу»

Елена Яземова, PSKOV.AIF.RU- Александр Андреевич, как вообще возникла идея создать такое средство передвижения?

Фото: АиФ

- Территория России огромна. И если в европейской части страны дорожная сеть достаточно развита, то, например, о восточных регионах этого не скажешь. Там люди вынуждены использовать либо воздушный транспорт, либо передвигаться на автомобилях по «зимникам» - сезонным дорогам. Поэтому для России очень актуально появление такого транспорта, на котором можно доставлять пассажиров и грузы «от порога к порогу». Те же вертолеты, как вы понимаете, такую возможность не обеспечивают, потому что возле каждого дома вертолетную площадку не построишь.

- Когда вы начали работу над этим проектом?

- Лет 10 назад, когда еще жил и работал в Братске. Правда, финансирования не было ни тогда, ни сейчас. Поэтому вся работа выполнялась с привлечением студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» в рамках курсового и дипломного проектирования. Но многие ребята увлекались и выполняли проекты творчески и с большим азартом.

- На какой стадии сейчас реализация?

- Вообще мы разработали 3 варианта. Первый – это автомобиль, содержащий складывающиеся крылья. На эту разработку мы получили патент на полезную модель. Второй вариант – «вертолетная» схема. А третий из них принципиально отличается от существующих ныне автомобилей-самолетов. Здесь вместо крыльев у машины четыре винта, не выходящие за периметр кузова, которые должны обеспечить аппарату необходимые летные способности. На этот проект мы получили патент на изобретение.

Нужен спонсор

- Когда приступите к изготовлению опытного образца?

- Надеюсь, это произойдет при моей жизни. А если серьезно… нужно еще произвести некоторые дополнительные расчеты – на прочность, на устойчивость. А еще необходимо финансирование. Поэтому надеемся, что найдется спонсор, который заинтересуется нашим проектом.

- На вашей памяти такие спонсоры находились?

- Честно говоря, за 38 лет моей работы в высшей школе – лишь однажды. Тогда человек пришел к нам и попросил разработать транспортное средство на шинах низкого давления, которое бы могло и ездить, и плавать. Мы выполнили расчеты и разработали проект, а заказчик полностью оплатил работы. Правда, разработанный «вездеход» был изготовлен в одном экземпляре – для нужд этого конкретного заказчика, который увлекался рыбалкой и охотой.

- Если летающий автомобиль, над которым вы сейчас работаете, будет запущен в массовое производство, примерно в какую сумму он будет обходиться покупателям?

- Конечно, точную сумму я назвать не могу. По грубым прикидкам, примерно в три миллиона рублей. Но для нас сейчас самое главное – изготовить опытный экземпляр. Тогда как практика показывает, что нередко от разработки проекта до реализации готовой продукции – дистанция огромного размера.

35 патентов

- Александр Андреевич, наверняка летающий автомобиль – это не первое ваше изобретение. А самое первое помните?

- Конечно. Всего у меня 35 патентов, но самый первый был выдан за разработку стенда для испытания колесных движителей (проще говоря, колес). Тогда я учился в аспирантуре Иркутского политехнического института. И до сих пор очень благодарен за поддержку и помощь своему научному руководителю Николаю Никаноровичу Яценко.

- В школьные годы что-нибудь изобретали? Какую-нибудь рогатку дальнего действия, например?

- Я вырос на селе, где физического труда много, а свободного времени, соответственно, мало. Но лет в 13 я предложил отцу идею не носить воду в дом ведрами, а перекачивать ее туда с помощью насоса. Отцу эта идея понравилась, и он воплотил ее в жизнь. А у меня в результате появилось больше свободного времени для игр с приятелями.

- А вообще в детстве кем хотели стать?

- Классе в четвертом – водителем. Потом мечта «выросла», и в восьмом классе я уже видел себя автомехаником. А после окончания средней школы твердо для себя решил, что буду инженером автотранспорта. Эта мечта сбылась.

- Чем занимаетесь в свободное время, как отдыхаете?

- Сейчас я строю дом. Знаете, как в той пословице: сына вырастил, дерево посадил, теперь осталось дом построить.

- И на каком этапе строительство?

- На завершающем. Многое делаю своими руками. Умения и навыки, приобретенные в деревне и в студенческих строительных отрядах, позволяют выполнять многие строительные работы. Другое дело, что из-за нехватки времени приходится сейчас время от времени нанимать помощников.

- А какая у вас сейчас самая заветная мечта?

- Довести до полного завершения проект летающего автомобиля, и чтобы мой сын первым испытал опытный образец. Он ведь у меня летчик.

Досье
Александр Енаев. Родился в 1953 г. в Иркутской области. В 1975 г. окончил Иркутский политехнический институт. С 2007 г. проживает в Пскове. Заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» ПсковГУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах