В Пскове прошла премьера короткометражного фильма «Слониха», поднимающем актуальные в подростковой среде проблемы буллинга, равнодушия со стороны взрослых, трудностей адаптации и принятия себя. Режиссер фильма Саэлита Андреа — выпускница киношколы «Арка» при Высшей школы экономики, ученица Тимура Бекмамбетова. «АиФ-Псков» узнал, почему местом съемок был выбран Псков, как отбирали актеров и где можно будет посмотреть фильм.
Вначале была «Камчатка»
- Саэлита, почему вы приехали снимать фильм во Псков?
- С 2012 года я работаю вожатой и помощником директора в творческом лагере «Камчатка», который проходит в Псковской области. У меня здесь много друзей и знакомых, которые готовы всегда помочь. Когда стало известно, что нам предстоит снимать сцены, где ребенок прыгает с крыши, стало ясно, что снимать их в Москве будет очень сложно. Я обратилась за помощью к своим псковским друзьям.
Первоначально в Пскове мы хотели снимать лишь одну сцену, но в процессе обсуждения процесса, пришли к решению снимать здесь весь фильм. Причин несколько: здесь легче все организовать, компактнее, ну и команда просто огонь. Да и потом у меня ни в одном другом городе, кроме как разве что Москвы, нет такой поддержки, как в Пскове.
- Почему темой фильма выбраны проблемы, с которыми сталкиваются подростки?
- Дело в том, что когда в киношколе давали задание написать сценарий для фильма, посоветовали, чтобы в поиске темы мы следовали за своими ощущениями и чувствами, писали о том, что с нами произошло, что нам интересно, что нас тревожит и волнует. А так как к тому времени я много лет работала в лагере «Камчатке», то интересны мне были подростки с их проблемами, взглядами на жизнь, возможностями.
Но смотреть фильм, в котором десять минут бегают счастливые дети, было бы интересно только тем самым детям. Нужно было рассказать о какой-то проблеме. У меня в детстве и подростковом возрасте каких-то проблем со сверстниками не было, поэтому я обратилась за помощью к сценаристу. С ней мы обсудили возможные варианты, она предложила сценарий и идею, а я ее доработала. Это был совместный творческий труд, но и от своей главной идеи - рассказать про подростков, показать их личные истории — я не отступила.
Непрофессиональные профессионалы
- Как вы искали актеров?
- Нас познакомили в Еленой Бердицкой, она помогала собирать актеров массовых сцен для фильма «Холоп». Буквально через пару дней после обращения к ней, у нас был полный зал подростков. Был еще такой момент: главную героиню мы выбрали в Москве, но она была маленькой и родители боялись отпускать ее в Псков сниматься. Нам пришлось прямо на месте, за два дня до съемок искать новую исполнительницу главной роли. И мы ее нашли, и до сих пор общаемся, и я уверена, что все что произошло, произошло к лучшему. Я считаю, что так блестяще справиться с ролью, как это сделала Вика Агафонова, никто бы не смог.
- Сколько времени ушло на съемки?
- Суммарно, наверное где-то 4-5 смен. Дело в том, что у нас были очень сложные съемки, в том числе и ночные, когда главной героине Вики надо было выполнять разные задания. Нам приходилось ловить ночи и дни, успевая отдыхать между этими ночными и дневными съемками. Очень много элементов заданий нужно было отдельно подснимать: сцены со змеей, с ванной, в которой она тонет, на крыше. Довольно трудно было снять прогулку у поезда, нужен был рассвет и проносящийся мимо состав, а шел он только раз в полчаса и мы ждали, когда он пойдет в очередной раз, чтобы отснять дубль.
- Актеры в съемках у вас задействованы непрофессиональные, как вы оцениваете их игру?
- Во время кастинга кто-то из ребят говорил, что занимается в театральной студии, кто-то признавался, что это вообще его первый опыт игры на публику. Помню, что когда отсняли всех, то всю ночь с оператором сидели и думали, кого брать. Конечно, спорили. Оператор говорил, что вот этот человек хорошо смотрится в кадре. Я отвечала, что да хорошо, но с ним будет сложно работать, потому что у него совсем нет опыта выступлений. Но, к счастью, мы всегда приходили к компромиссу и в итоге все актеры оказались на своих местах.
Считаю, что очень точно все дети подобраны. На роль главной героини у нас было две кандидатуры, две девочки. И одну девочку нам особенно рекомендовали, говорили, что она идеально подходит. Мы почти приняли решение, как среди тех, кто даже не пробовался на главную роль, увидели Вику и поняли, что она-то нам и нужна. А она даже не знала, что на следующий день проснется знаменитой. Мы старались не ориентироваться на то, учился в театральной студии ребенок или нет, главное — чтобы идеально влился в школьный класс, который мы собрали.
Пофестивалим
- Какие-то курьезы на съемках происходили?
- Довольно много. Однажды, например, к нам приехали сотрудники МЧС, хотя мы честно получили все необходимые разрешения. В ту ночь мы снимали сцену на крыше и то ли сильно шумели, то ли жители увидели, что по крышам кто-то ходит и их это насторожило, но они вызывали МЧС. Те приехали, поднялись к нам на крышу, спросили, что мы делаем. Мы ответили, что мы - съемочная команда из Москвы и снимаем одну из сцен фильма. На что они нам ответили, что про нас слышали, знают и уехали.
Таких ситуаций было много, поэтому съемка запомнилась, осталось много впечатлений и воспоминаний. Мой самый любимый момент — съемка с поездом на рассвете. Это был последний съемочный день и мы уже снимали до этого сутки. Вику сильно задержали. Ее мама звонила и спрашивала, когда мы вернем ей дочь. А мы просили разрешения оставить ее еще на съемках, потому что нам надо дождаться рассвета.
В какой-то момент с поездами случилась накладка. Обычно они проходили каждые полчаса, мы готовили каждый кадр. Когда поезд ехал, Вика не слышала указания оператора и нам приходилось делать дубль за дублем, ожидая следующий поезд. И вот в очередной раз в назначенное время поезд не пришел. Пришел он только через час, но мы об этом не знали. Мы ждали 30 минут, 40 минут, 50 минут. Мама Вики звонила и беспокоилась, мы тоже все нервничали, даже немного отчаялись.
В итоге собрали технику, сели в машину и тут начался очень красивый рассвет, солнце выпрыгнуло из-за леса, мы сидим, смотрим на всю эту красоту и в этот момент раздается звук приближающегося поезда. Оператор командует всем подготовиться, выскакивает из машины, собирает камеру, я хватаю Вику, мы бежим, уже опять ничего не слышно из-за шума, но в последний момент слышится крик оператора: «Садись, и закрой уши», потом еще какие-то указания. Я стою и понимаю, что это последний наш шанс - это очень сильный для меня момент, самое яркое для меня впечатление.
- Вы оговорились, что у фильма несколько концовок. Это действительно так?
- Да, все верно. Это было одно из технических заданий в нашей киношколе: обязательно придумать два финала. Один финал завершающий - надо было пройти «арку героя»: от неуверенного к уверенному или от злого к доброму. А второй финал нужен был, как пилот сериала, то есть финал должен начинать следующую серию.
Так получилось, что второй финал мы сняли довольно быстро и он у нас получился очень крутой. А когда мы были на монтаже, то режиссер монтажа сказал, что он вообще видит эти две сцены одной единой. Сказал, что поставил бы даже два этих финала в один. Но нам надо было выбрать лишь один финал и мы выбрали.
- Где фильм можно будет увидеть?
- Сначала он будет участвовать в фестивалях. Я считаю, что у него есть потенциал и мы бы хотели взять все премии мира, а потом он будет выложен в открытый доступ на YouTube.