Год назад в Пскове по федеральной программе заменили больше ста лифтов. Людям бы радоваться, а они жалуются. Говорят, что новые лифты выходят из строя с завидной регулярностью. Почему это происходит, разобрался «АиФ-Псков».
Спасите-помогите
Пост — крик души («Ну примите, пожалуйста, меры!») с воззванием к администрации города 16 мая появился в социальной сети в «ВКонтакте». В нем жительница дома № 77б по улице Юбилейной рассказала, что замененные в 2022 году лифты «ломаются каждые две недели». «Сил никаких нет! Сегодня днем был сломан, чинили, возвращаюсь через 2 часа, опять не работает! В доме много пожилых людей, которым без лифта вообще не выйти, не зайти домой!», - написала она.
Под постом довольно быстро собрались товарищи по несчастью. Оказалось, что все выше озвученные проблемы не чужды жильцам домов №№ 55 и 51 на Рижском проспекте, № 34 на улице Юбилейной, № 90б на Инженерной, № 22 на Западной.
«Лифт нам меняли с августа по ноябрь 2021 года, - рассказала «АиФ-Псков» жительница дома № 22 по улице Западной Ольга. - Включили нам его в декабре и началось веселье: ломался на дню по 2-3 раза. Мы звонили в техподдержку, жаловались. Мастера приезжали, что-то делали, а он опять не работает. Говорят, все дело в электронике. Мы живем на 9-м этаже, у нас много стариков и деток маленьких».
В доме № 34 на улице Юбилейной столкнулись с похожей проблемой. «Три месяца нам устанавливали лифт и вот уже месяц он работает через день, - говорит Светлана. - Люди боятся ездить, предпочитают ходить пешком». «Специалисты по лифтам говорят, что еще идет наладка электроники», - рассказала псковичка. «Если такие истории повсеместно, значит что-то не так с компаниями, которые производят установку лифтов», - считает она.
Олеся живет в доме № 55 на Рижском проспекте. Ее квартира находится на втором этаже, поэтому без лифта она обходится прекрасно, но частенько становится свидетелем проблем у соседей. «От жильцов дома слышу много жалоб, да и частенько вижу, что приходится им подниматься пешком из-за поломки лифта, - говорит женщина. - Мой муж тоже звонил в управляющую компанию, когда лифт в очередной раз встал».
Версии расходятся
В управляющей компании «Микрорайон Западный», которая обслуживает этот дом, информацию о том, что лифты часто ломаются и поступает много жалоб от жителей на их плохую работу, опровергли.
«У нас только во втором подъезде дома № 1 на улице Рокоссовского были проблемы с новым лифтом, - заявила «АиФ-Псков» специалист по эксплуатации лифтового оборудования ООО «Управляющая организация «Микрорайон Западный» Татьяна Леонова. - Там вышел из строя частотный преобразователь, но по гарантии все заменили и лифт уже работает».
Такому ответу управляйки жители искренне удивляются. Можно, конечно, допустить, что за жалобы УК принимает только письменные заявления, но как тогда быть с письмом от ООО «ПсковЛифтСервис» (есть в распоряжении «АиФ-Псков»), в котором черным по белому написано, что в период с 26 ноября 2021 года по 14 апреля 22 года во 2-м подъезде дома № 55 по Рижскому проспекту лифт останавливался аж 20 (!) раз.
«ПрофЛифтСервис» отвечал на запрос УК с просьбой перечислить заявки о поломке лифта и причины их возникновения. Его инициатором была жительница злополучного дома Ольга. Девушка живет на верхнем этаже и ей частенько приходится поднимать коляску с ребенком — то еще удовольствие. Она говорит, что старый лифт служил с середины 1980-х годов и за 10 лет, что семья живет в доме, ломался от силы один-два раза.
Человеческий фактор?
Из ответа «ПрофЛифтСервиса» следует, что причиной многочисленных поломок является неправильное использование лифта жильцами — «удержание и физическое воздействие на двери и кабину лифта». В результате в лифте срабатывала система безопасности и он останавливался.
«В отличие от старых лифтов, новые оборудованы электронными устройствами, - сопроводил письмо за подписью гендиректора компании «ПрофЛифтСервис» Андрея Афанасьева своими пояснениями гендиректор ООО «Микрорайон Западный» Виктор Петров. - Отключение лифта может происходить при удержании дверей, при попытке открыть дверные створки».
Руководитель управляйки порекомендовал жителям соблюдать правила пользования подъемником: не перегружать лифт, пользоваться кнопкой «отмена» и кнопкой открытия дверей.
«В данную версию верится с трудом, - говорит Ольга. - В ответе УК написано, что при восьмикратном неудачном закрытии двери срабатывает блокировка. Даже если кто-то из жильцов случайно не успевает зайти, не стоит же он в дверях лифта несколько минут?!»
«Жильцы нашего подъезда к новому лифту относятся бережно, ни надписей, ни грязи не допускаем. Внешне к качеству лифта претензий нет: просторный, в отличие от старого, играет приятная мелодия, объявляются этажи. Очень хотелось бы выяснить по чьей вине действительно происходят поломки. Новое оборудование должно первое время работать идеально, если это не так, возможно, монтаж был произведен неправильно», - добавила девушка.
Лифт с подвохом
«Я знаю, что с проблемой [с работой лифтов] столкнулись жильцы нескольких домов в городе, - говорит заместитель начальника управления городского хозяйства Пскова Антон Ляугминас. - Все лифты в этих домах произведены Щербинским лифтостроительным заводом и проблемы с ними возникли еще на стадии монтажа». В этой ситуации, по его словам, большим плюсом является тот факт, что все устройства находятся на гарантии, а, значит, устранять проблемы подрядной организации придется.
«У нас лифты этого производителя были, но не в таком большом количестве, как сейчас, может и возникают какие-то вопросы по части обслуживания, - говорит и. о. генерального директора Фонда капитального ремонта Псковской области Сергей Шарлаев. - Ведь с лифтами, как автомобилями - у каждой марки свои тонкости. Мы договаривались с производителями, их специалисты приезжали и учили наших инженеров работать с этими лифтами, все-таки есть свои особенности».
Председатель комитета по строительству и ЖКХ Псковской области Сергей Грахов тоже считает, что дело не в том, что лифты региону достались бракованные или их не смогли правильно установить. «Раз лифт останавливается при удержании дверей, значит, срабатывает система безопасности. Возможно, надо всего лишь отрегулировать параметры защиты и проблемы с его работой решатся», - предположил он в разговоре с корреспондентом «АиФ-Псков».
Между тем, Антон Ляугминас советует псковичам, которым приходится сталкиваться с проблемой, уточнить телефоны номера аварийной и диспетчерской службы управляющей компании, а в крайнем случае звонить по номерам 055 или 112.