aif.ru counter
1785

Одежда умирает последней. Как дновская трясина перещеголяла Гримпенскую

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Псков 20/01/2016

Но это не страшно, если есть «Ключи». Чтоб вы знали, «ключи» те находятся в кармане у начальника псковского УГХ. А карман тот… висит в шкафу его рабочего кабинета…

И это не просто «ключи», а «Ключи к будущему России». Как только дновцы отыскали их в своих непроходимых болотах – так сразу же сумели удлинить историю родного города в пять раз.

Вообще-то в прошлом году город Дно Псковской области отпраздновал своё 90-летие. Вернее сказать, 90 лет обретения бывшим железнодорожным посёлком городского статуса.

А то некоторые могут подумать, что 100 лет назад дновцы лазали по деревьям, и только после того, как задержали царский поезд, вдруг осознали свою локацию и принялись творить историю.

Дно.
Дно. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Впрочем, даже сами дновцы до недавнего времени так примерно и думали. Что до 90-х годов XIX века, пока у них не построили железнодорожный вокзал с паровозным депо, в окрестностях ничего интересного не происходило.

Марина Карпова.
Марина Карпова. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Поэтому когда заместитель главы администрации Дновского района Марина Карпова, ещё будучи студенткой Новгородского университета, предприняла свою первую попытку собрать и систематизировать дновский фольклор, её сами же местные отговаривали: нету, мол, в Дновском районе никакого фольклора и никогда не было, даже не надейся.

Марина, сама уроженка города Дно, никого не послушала, кроме археолога Анатолия Александрова из Псковского музея-заповедника, который ещё в конце 70-х годов прошлого века отважился исследовать зыбучую дновскую трясину за деревней Зерема Дновского района (такую зыбучую, что там по сию пору пропадают люди, и никакая дедукция не помогает дновским шерлокам холмсам их разыскать).

Так вот. Заезжий археолог уверял, что видел там своими глазами остатки каменного городища эпохи Железного века.

Со Дна постучали

Те из дновских старожилов, кому удалось вернуться живыми из Зеремской трясины, ещё к тому же рассказывали, что посреди неё возвышаются три горы, которые когда-то называли Сокольничьими. Стали выяснять, с чего бы это, как вдруг одна древняя старуха и говорит: «Да потому что в этих горах жил Финист – Ясный Сокол».

Земляки Финиста.
Земляки Финиста. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Ну, подумала Марина, бабка совсем заговаривается: уже и сказки начала приплетать. Но через несколько лет узнала, что в новгородских деревнях по другую сторону от Зеремской трясины тоже ещё живо предание, будто бы в тех болотах обитал Финист – Ясный Сокол (поди теперь разберись, кто таков).

Короче говоря, Марина Карпова обнаружила, что дновская цивилизация зарождалась примерно в одно время с греческой, и решила, что дновцам пора бы уже осознать себя наследниками многовековой культуры, а не горевать, что их поезд ушёл вместе с развалом СССР.

Технологии

Поэтому в 2013 году уже в качестве редактора газеты «Дновец» Марина вместе с коллегами из других районов создала новую организацию - так называемое некоммерческое партнёрство «Технологии муниципального просвещения» и начала возрождать традиции. В 2014 году они разработали проект «Ключи к будущему России» и выиграли на его реализацию областной грант в 400 тысяч рублей.

В частности, благодаря этому проекту журналисты редакции газеты «Гдовская заря» вместе с сотрудниками краеведческого музея издали книгу об истории Гдова. А главный редактор газеты «Печорская правда» Сергей Маркелов создал передвижную фотовыставку достопримечательностей псковской глубинки, о которых туристы ведать не ведают.

Костюмы из коллекции «Берегите традиции».
Костюмы из коллекции «Берегите традиции». Фото: АиФ-Псков

Но самым впечатляющим итогом этого проекта стало создание коллекции костюмов в традиционном стиле. Коллекция эта называется «Берегите традиции, традиции сберегут вас». В неё входит 30 комплектов одежды – для больших выходов и на каждый день.

Некоторые из них являются почти точными копиями музейных экспонатов, другие выполнены по их мотивам и включают в себя, например, элементы традиционной вышивки или выполнены по старинным технологиям кроя, или сшиты из похожих на старинные по фактуре и расцветке тканей.

 

Чтобы сшить столько одежды по старинным образцам, члены некоммерческого партнёрства объездили немало краеведческих музеев. И хотя им так и не удалось доподлинно выяснить, каким был традиционный дновский костюм и даже – бери выше! -  псковский, потому что этого не знают даже специалисты (за 90 лет официальной истории города Дно содержимое бабушкиных сундуков по всей Псковской области непостижимым образом истлело), они всё-таки кое-что «накопали».

Гдовские дунканы маклауды

Гдовская шотландка.
Гдовская шотландка. Фото: АиФ

Допустим, они узнали, что жители Гдовского района до революции одевались на манер шотландских горцев – в клетчатые ткани, и творчески воспроизвели одно такое гдовское платьишко.

Они сумели реконструировать подлинную порховскую женскую рубаху XIX века. А самое удивительное, что они смогли в точно отведённые для проекта сроки вручную изготовить множество сложнейших вышивок. Причём силами не профессионалов, а любителей.

Модельером-дизайнером этой коллекции является Наталья Апанович, между прочим, чиновник областной администрации. Да и Марина Карпова в процессе работы над этой коллекцией заделалась чиновником, потому что перешла на работу в районную администрацию.

Но одновременно стала такой искусницей, что теперь является резидентом сайта «Ярмарка мастеров».

Недавно она выставила в Интернете сшитую уже после презентации проекта «Ключи» мужскую рубаху с богатейшей ручной вышивкой в традиционном стиле - так один американец до того слёзно принялся просить у Марины продать ему эту вещь (прямо начал убиваться по своим русским корням), что получил её чуть ли не задаром.

Марина Карпова с рубашкой собственного изготовления.
Марина Карпова с рубашкой собственного изготовления. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

К сожалению (особенно для русских иностранцев), у авторов коллекции не хватило сил и средств опубликовать её в Интернете. И даже организовать где-нибудь постоянную экспозицию своих костюмов. Они только успели в сотрудничестве с Псковским областным центром народного творчества показать её на нескольких мероприятиях.

Костюмы из коллекции «Берегите традиции».
Костюмы из коллекции «Берегите традиции». Фото: АиФ-Псков

Да ещё к тому же попробовали нарядить в свои костюмы самых красивых дновских девушек на праздник Ивана Купалы в деревне Искра.

А как дальше эту тему продвигать, ума не приложат. Вроде, Международные Ганзейские дни на подходе, а никому и дела нету, что вокруг Дно уже сформировалась целая команда, которая может и на заказ стилизованную под старину одёжку шить, и обучать всех желающих этому искусству.

Алексей Захаров в Марининой рубахе.
Алексей Захаров в Марининой рубахе. Фото: АиФ

Но в какие для этого надо двери стучать, Марина пока не знает. И это при том, что две вышитых ею самолично рубахи имеются, например, у начальника управления городского хозяйства администрации города Пскова Алексея Захарова.

И они не просто висят у него в шкафу в его служебном кабинете. По его же словам, он любит наряжаться в такую одежду в свободное от работы время – особенно, по праздникам. Хотя и бывает неправильно понят. Особенно, если ещё и вешает на пояс нож, как это полагается настоящему русскому мужику.

Без Алексея Геннадьевича в проекте «Ключи к будущему России», как вы уже догадались, не обошлось. И он очень надеется, что псковские чиновники когда-нибудь точно так же, как их коллеги их других регионов России, введут у себя на работе день народного костюма и таким образом личным примером начнут продвигать традиции в массы.

А то пока даже сама Марина стесняется носить на работу свои вышитые рубашки, подозревая, что это не всем понравится. Особенно, тем, кто не разбирается в старинной славянской символике. 

След в след

Тем временем у заместителя главы дновской администрации уже зреет новый проект. В апреле 2015 года она зарегистрировала АНО "Малая Родина" и сразу выиграла областной грант на «Сохранение нематериального культурного наследия Дновского района».

Теперь Марина Карпова задумала издать дновский сборник памятников нематериального культурного наследия. Оказывается, никто до сих пор не занимался такой работой системно. Дновцы ж, как вы уже поняли, знали только 90 лет своей истории, а за эти рамки и заглянуть не решались.

А теперь наконец-то вспомнили, например, что в деревне Вилошки живёт легенда про тамошний камень-следовик – будто бы ещё во времена Ливонской войны некий чудо-богатырь оставил на этом камне отпечаток свой ноги, копыта своего коня и своего меча, когда пришёл спасать местных жителей от супостата Батория.

Что касается будто бы несуществующего дновского фольклора. Заехали тут как-то наши самостийные этнографы в одну глухую деревню и нашли там древнюю старушку-частушечницу, которая битых два часа без передыху пела им на магнитофон преданья старины глубокой. Что примечательно, в её арсенале не оказалось ни одной нематерной частушки – все как одна озорные, даром что бабушке уже под восемьдесят.

Народное творчество в Дно.
Народное творчество в Дно. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Ещё одно интересное наблюдение: оказывается, в дновских деревнях сохранилось немало песен о нелёгкой судьбе вдовцов и про то, как мачехи изводили падчериц.

По ходу дела участники проекта вдобавок обнаружили у себя под носом чудом сохранившиеся памятники  не только нематериального, но и вполне себе материального наследия. Например, тот же самый житель деревни Вилошки, что стережёт камень-следовик и хранит его легенду (его зовут Иван Анатольевич Иванов) показал им доставшийся ему от пращуров действующий станок по изготовлению веретён.

Словом, у «Малой Родины» уже набралось столько интересного материала, что в районной администрации даже решили организовать в апреле этого года первые дновские краеведческие чтения.

Вершки и корешки

Костюм из коллекции «Берегите традиции».
Костюм из коллекции «Берегите традиции». Фото: АиФ

Пошив народных костюмов на этот раз проектом не предусматривался (выделенных по гранту ста тысяч и на издание сборника-то еле хватает), но возрождатели традиций не покладают рук. Недавно им удалось посетить запасники Псковского музея-заповедника. Там они скопировали столько образцов традиционной вышивки, плетения, ткачества и кроя, что вдохновились ещё по меньшей мере на 50 новых костюмов в русском стиле.

Может, их новая коллекция наконец-то подвигнет не только дновцев вспомнить всё.

Заодно Марина Карпова, уже как муниципальный чиновник, послала официальные запросы в архивы и выяснила, что «сельцо Дно с храмом Михаила Архангела» впервые упоминается в писцовой книге Шелонской пятины (так называлась западная часть Новгородской земли до XVII века) в 1552-м году. А это значит, что через год Дно сможет отметить своё 465-летие!

А оттуда уже и до Железного века рукой подать. Глядишь – Дно наконец-то перестанет осознавать себя только и всего-то, что железнодорожным тупиком, куда перед отречением загнали последнего российского самодержца, а снова просияет, как… допустим, родина Финиста – Ясного Сокола.

А то тут такие дела: население Дновского района всего за три года уменьшилось больше, чем на полтысячи человек. Как его удержать?

Центральная площадь города Дно.
Центральная площадь города Дно. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Чиновник, рукодельница и виртуоз социального проектирования Марина Карпова, судя по названию созданной ею и её друзьями коллекции костюмов, считает, что людей на земле держат корни.

Марина Карпова.
Марина Карпова. Фото: АиФ

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах