В Пскове управляющая компания начисляла жильцам плату за свет не по показаниям общедомового счетчика, а по нормативу. За три года собственники переплатили управляйке почти миллион рублей.
Два счета
Петр Воробьев живет в доме № 13 на улице Рокоссовского много лет. Пару лет назад обратил внимание на то, что счета за электроэнергию за общедомовые нужды стали приходить выше внутриквартирных.
«Я довольно неплохо разбираюсь во всем, что связано с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, поэтому сразу заподозрил неладное», - говорит он.
Интуиция псковича не подвела. Оказалось, что УК «Жилсервис» выставляла платежи за общедомовой свет по нормативу, при этом ресурсоснабжающей организации переводились средства по счету, выставленному на основе данных снятых с общедомового счетчика.
Жители попытались решить вопрос мирным путем, но управляющая компания идти им навстречу отказалась. Тогда инициативные граждане стали обращаться во всевозможные ведомства с просьбой в ситуации разобраться, но те не спешили им помогать.
Чтобы хоть за что-то зацепиться, сделали запрос в Минстрой, чтобы им разъяснили, как должны начисления производиться.
«Из Минстроя нам пришло письмо, в котором было сказано, что, если фактическое потребление ресурса на общедомовые нужды за период было меньше нормативного, то управляющая организация обязана вернуть собственникам переплату, - рассказывает Петр Воробьев. - Если объём потребления по общедомовому прибору учета превысил норматив, то делать доначисления нельзя. Однако где бы мы это письмо не предъявляли нам говорили, что это пустая бумага и носит всего лишь рекомендательный характер».
Три года собственники ходили по инстанциям, прежде чем областная прокуратура признала действия управляйки незаконными. Проведенная проверка показала, что «Жилсервис» нарушил требования жилищного законодательства в части начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Плата должна рассчитываться как разница между показаниями общедомового прибора учета (ОДПУ) и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг. Однако управляющая компания при начислении платы за электроэнергию на содержание общедомового имущества (СОИ) не производила перерасчет сумм с учетом показаний ОДПУ.
В адрес руководителя было вынесено представление с требованием провести перерасчет, но даже он не возымел действия.
В три раза больше
Осенью прошлого года заместитель прокурора Пскова в интересах Петра Воробьева обратился в суд с иском к ООО «Жилсервис» и только тогда перерасчет собственникам был сделан.
«Сумма моей переплаты за три года составила 4 854 рубля, - говорит мужчина. - Например, одна из последних квитанций того периода мне пришла на сумму в 369 рублей. Эта сумма была начислена по нормативу, тогда как по счетчику выходило всего 69 рублей. Получается, что в данном случае я переплатил 300 рублей».
В период с июля 2017 по март 2020 годы управляющая компания собрала с жителей дома на оплату электричества на СОИ 1,5 миллиона рублей, хотя согласно данным счетчика дом потребил света на 553 тысячи рублей. Таким образом, люди, проживающие в доме № 13 по улице Рокоссовского переплатили управляйке 930 тысяч рублей. На обслуживании у ООО «Жилсервис» более 40 домов в Пскове.
Сейчас собственники разбираются со счетами за воду, используемую для общедомовых нужд. Подозревают, что и там все не так гладко, как хочет представить УК.
«Самое неприятное во всей этой истории, что такое может происходить повсеместно, - считает Петр Воробьев. - Страшно даже представить, какие суммы люди переплачивают за коммунальные услуги».
Подозреваете — пересчитайте
Неправильный расчет в квитанциях - история достаточно распространенная, уверен член общественного совета при областном комитете по строительству и ЖКХ Алексей Кириллов.
«Иной раз это происходит из-за сбоя в сборе данных, а иногда сделано умышленно, - говорит он. - Доказать, что это умышленное искажение довольно трудно и вскрываются такие момент случайной, потому что никто из нас не контролирует в ежедневном режиме начисление платежей».
По словам эксперта, в наши дни, когда собственники стали массово переходить на прямые договора с ресурсосберегающими организациями, нарушений стало меньше.
«Правда в процессе перехода тоже иногда возникают спорные ситуации, поэтому если замечаете, что у вас в квитанции постоянно скачут суммы платежей, то это повод обратиться в управляющую компанию за разъяснениями, - отмечает Алексей Кириллов. - При этом важно понимать, что управляющая компания обязана давать любую информацию о начислениях собственнику даже если начисление вам производят ресурсоснабжающие организации, это одна из ее основных обязанностей».
В том случае, если вы подозреваете, что что-то с вашими начислениями не чисто, рассчитайте приблизительную сумму платежа самостоятельно, советует Алексей Кириллов. И если окажется, что цифры в вашем расчете не согласуются с теми, что в платежном документе, «обратитесь за пояснениями в расчетную организацию или Жилищный надзор», - говорит эксперт.