В теплое время года для псковичам и гостям города не придется умирать от жажды или теплового удара. Без воды и мороженого этим летом жители не останутся - предприниматели уже готовятся к сезону уличной торговли. О том, что будет в продаже, как будут выглядеть торговые точки и что нового ждет псковичей, рассказал заместитель главы администрации Пскова Павел Волков.
В едином стиле
В середине марта в Пскове прошел конкурс на размещение нестационарных торговых объектов сезонного характера. «Мы разыгрывали места для продукции местных товаропроизводителей, которые торгуют со специализированных автоприцепов. Разыгрывали места для торговли выпечкой собственного производства, мороженым и безалкогольными напитками в парках, для торговли овощами, фруктами и в сезон - бахчевыми. В конкурсе также участвовали предприниматели, желающие установить летние кафе. Это отдельно стоящие летние кафе, террасы в стационарных кафе мы не разыгрываем. Также один предприниматель заявился на торговлю сувенирами», - рассказал Павел Волков.
Почти все участники, которые подали заявки, успешно прошли конкурсные процедуры. «Вопрос возник только по одному объекту, нужна дополнительная информация. Скорее всего, мы удовлетворим этот запрос», - пояснил замглавы администрации.
После конкурса представители администрации встретились с двумя группами предпринимателей: теми, кто торгует напитками и мороженым в парках и с теми, кто торгует овощами и фруктами. На встрече обсудили внешний вид торговых точек. «Мы донесли пожелания администрации о том, что внешний вид торговых объектов должен быть опрятным и выполнен в едином стиле», - рассказал Павел Волков и пояснил, что в прошлом годупо программе приграничного сотрудничества совместно со студентами ПсковГУ было разработано шесть брендбуков оформления торговых точек, одежды, сувениров. Два наиболее удачных брендбука были рекомендованы для использования победителям конкурса.
«Ярко-синих холодильников на фоне кремля не будет»
«Посмотрим, что получится. Потому что знаки из брендбука надо еще правильно нанести на шатер, на ценники. Что касается цветового решения — в исторической части города не должно быть ничего яркого. Акцент должен быть на памятнике архитектуры, а не на торговой точке», - отметил замглавы администрации.
Конечно, по словам Павла Волкова, не все торговые места возможно оформить в едином стиле. У тех же точек для торговли мороженым оборудование достаточно конкретное — это холодильники. «Здесь выбор небольшой. Какое оборудование предоставляют поставщики этих товаров — с таким и приходится работать. Но в этом году не будет ярко-синих холодильников «Пепси-кола» на фоне крепостных стен. Этого предложили им избежать. Всегда можно холодильник обклеить чем-то, зонт или какую-то маркизу - перешить в фирменном стиле. Вот этим как раз наши предприниматели и будут заниматься».
Внешний вид торговых точек согласовывает управление градостроительной деятельности. Торговля не должна выходить за границы торговых мест.
«Есть определенная торговая площадь. Мы говорим, что надо в эту площадь разместиться. Овощи-фрукты злоупотребляют в этой части. Ставят палатку, которая занимает три-четыре квадратных метра, но при этом ящики у них вылезают вперед еще на столько же. Потом они ставят дополнительные зонты и вместо компактной точки получается мини-рынок», - рассказал Павел Волков. Кроме того, нередко возникают проблемы у УГХ - «потому что еще убирать за собой забывают».
Кроме того, иногда предприниматели продают очень дешевые продукты не самого высокого качества. «Может, и есть необходимость в таком. Но мы категорически не согласны с тем, чтобы продавались низкого качества продукты. Контроль за этим в нашу компетенцию не входит. Но когда контрольное управление проводит свои мероприятия, они обращают на это внимание»
«Прогрессивный вид торговли»
В прошлом году в Пскове появится новый формат уличной торговли - фудтраки. Для размещения кафе-фургонов с едой и напитками быстрого приготовления тоже выделены места. «Это достаточно прогрессивный вид торговли. Торгуют мясной продукцией, кондитерскими изделиями, безалкогольными напитками, кофе, чаем. У нас в схеме десять мест под фудтраки. А заявителей было только трое», - сказал Павел Волков, отметив, что планируется до середине мая провести еще один конкурс по сезонной торговле, может заявителей добавится.
Также всего один предприниматель заявился на торговлю цветами и сувенирами. Впрочем, сувенирных ларьков в городе достаточно, но они не находятся в схеме нестационарных торговых объектов. Это парковая торговля. Например, палатки в Детском парке относятся к территории муниципального предприятия «Парки и ярмарки». Аналогичная торговля есть на частных земельных участках рядом с торговыми центрами. А восемь объектов у кремля работают круглогодично.
Полюбившиеся псковичам деревянные домики тоже будут использоваться для уличной торговле, но преимущественно на ярмарках. «Домики, которые у нас на ярмарочных площадках были размещены, на сегодняшний день закреплены за муниципальным предприятием «Парки и ярмарки». И в ближайшее время планируется, что их будут использовать в формате ярмароченом. У нас прошли и новогодняя, и масленичная ярмарка. В дальнейшем будем какие-то сезонные тематические делать».

В формате ярмарочной торговли, можно организовать ярмарку практически на любой территории. Она может быть не включена в схему, но у работы ярмарки есть конкретный период времени и он достаточно короткий. Временных ярмарок продолжительностью больше месяца не бывает.
Без полосатых шатров
Заместитель главы администрации отмечает, что три года назад предпринимателей было значительно больше. Активнее торговали мороженым, водой в парках. Возможно, это связано тем, что туристов в городе стало меньше, снизилась покупательская способность либо псковичи предпочитают стационарные торговые объекты.
«У предпринимателей все очень просто. Если есть спрос, то растет количество торговых точек. Если заниматься этим непросто и работаешь в убыток, то спрос на такие торговые места падает», - пояснил Павел Волков.
Зато с каждым годом больше становится летних террас. «На 16 марта было три заявки по отдельно стоящим летним кафе. Это традиционно кафе на набережной (спуск с улицы Профсоюзной), у Дома офицеров и один из новых заявителей — кафе на Алмазной улице, над речкой, над крутым обрывом», - рассказал он. Другие летние кафе — это террасы около стационарных торговых объектов. «Я думаю и на октябрьском их будет много», - отметил Павел Волков.
Впрочем, и вакантных мест для размещения уличного общепита тоже достаточно. На одной только набережной Великой еще есть три торговых места под отдельно стоящие кафе.
«Но к оформлению внешнего вида кафе на набережной мы будем очень внимательно подходить. Просто полосатые шатры вряд ли получится установить».
Вечный вопрос
Решается и важный для Пскова вопрос общественных туалетов. «Если раньше администрация всеми способами пыталась сделать так, чтобы туалет муниципальный самоокупался. И мы пытались всячески достичь того, чтобы тот, кто им оперирует, сам его содержал — собирал деньги с посетителей, и на эти деньги содержал этот туалет.
Мы и частников привлекали, и муниципальные предприятия, но все наши попытки об экономическую реальность разбились», - рассказал Павел Волков.
Поэтому было принято решение, что муниципальные туалеты будут на содержании. В настоящее время они переданы в муниципальное казенное учреждение специализированная служба. И они будут обслуживать и содержать эти туалеты.
«Туалеты все равно они будут платные. Мы надеемся, что за счет денег от посетителей можно будет какие-то расходные материалы (бумагу, салфетки) покупать, мыть эти туалеты. А уже эксплуатационное содержание туалетов будет осуществляться за счет бюджета. Немножко мы пересмотрели на сегодняшний день модель управления, потому что в чистом виде как бизнес не получается».
В настоящее время пять модульных туалетов передано на содержание МКУ, два — находятся на территории Кремля, ими оперирует Епархия. Еще два, находящиеся на территории Зеленого театра, переданы в учреждение культуры «Дом офицеров». Также предусмотрены био-тулеты во всех уличных кафе.