Примерное время чтения: 8 минут
514

На светлой стороне. Как слепая псковичка разрушает стереотипы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Псков 16/11/2022
Лиза старается от жизни брать всё
Лиза старается от жизни брать всё / фото Андрея Степанова / АиФ

Лиза Волкова - студентка Псковского университета, учится на филфаке и мечтает заниматься научными исследованиями в области этимологии. В свободное от учебы время она общается с друзьями, путешествует, пишет стихи и осваивает фортепьяно. Вроде бы ничего особенного. За одним исключением: Лиза - незрячая. Девушка рассказала «АиФ-Псков» о своей повседневной жизни, реакции окружающих и учебе в вузе.

Свой путь

Зрение Лиза потеряла в четыре года в результате неудачной операции. Говорит, что это не стало для нее трагедией. «Помню только, что первое время врезалась во все двери и косяки, - рассказывает она. - К счастью, маленькие дети имеют удивительную способность подстраиваться под происходящие изменения».

Лиза училась в псковской специальной коррекционной школе. После ее окончания выбор не велик. Слепой человек в силу своих физических особенностей ограничен в выборе профессии и рода занятий. «Я смотрела статистику, так вот согласно ей большинство незрячих становятся либо массажистами, либо получают музыкальное образование», - говорит девушка.

Ее саму этот путь не устроил. Еще в пятом классе благодаря преподавателю Елизавета буквально влюбилась в русский язык, поэтому поступать решила на филологический факультет Псковского университета.

В свободное время Лиза любит встречаться с друзьями
В свободное время Лиза любит встречаться с друзьями. Фото из соцсетей Елизаветы Волковой

Для поступления в вуз ей предстояло сдать на выбор либо ЕГЭ, либо внутривузовский экзамен. «Я понадеялась, что сдавать внутривузовский экзамен будет легче, в итоге - лето насмарку, - смеется девушка. - Мало того, что первый экзамен пришелся только на 17 июля, так у меня их было четыре. В выпускном классе мне стала нравится психология и я решила подстраховаться, выбрав еще и экзамен по биологии».

Страховка не потребовалась. Лиза сдала экзамены блестяще и по результатам проходила и на один факультет, и на второй. «Выбрала я все-таки филфак, потому что, во-первых, люблю русский язык, а во-вторых, хочу остаться на кафедре и заниматься наукой, мне нравится этимология», - говорит она.

Девушка учится наравне с остальными студентами: никаких поблажек и скидок. Преподаватели ее тоже никак не выделяют, за что она им особенно благодарна. «Не люблю пятерки за просто так», - уверяет она.

Трудности обучения

Справляться с программой у нее получается, плохо дается только английский язык. «В школе этот предмет прошел мимо меня, - объясняет Лиза. - Не было учебников английского, напечатанного шрифтом Брайля. Как тут язык было выучить».

Она рассказывает, что когда только пришла в школу, то кроме нее в ней не было полностью слепых детей. Их стали набирать, когда сама Лиза училась уже в пятом классе. «Когда я начинала учиться, не было многих учебников на Брайле, - говорит она. - Это сейчас я прихожу в библиотеку и радуюсь».

В университете, по словам Лизы, учиться одно удовольствие. «Когда в ПсковГУ узнали, что я поступила, приобрели компьютер с озвученной программой экранного доступа, брайлевский дисплей с возможностью вывода строки на экран, диктофон. Всем этим я активно пользуюсь и благодарна вузу за предоставленные возможности», - отмечает девушка.

Лиза - участница фольклорного ансамбля
Лиза - участница фольклорного ансамбля. Фото из соцсетей Елизаветы Волковой

Но не везде все так гладко. Как-то раз Лиза участвовала во всероссийском студенческом конкурсе «Твой ход» - и вышла в полуфинал, который проходил в Калининграде. «Когда я приехала туда, они очень удивились и признались, что не знают, что со мной делать и как взаимодействовать, - вспоминает девушка. - Там были мероприятия для ребят, но меня от всего освободили, отправили просто гулять по городу. Зато теперь у них в анкете надо указать, есть ли какие-то ограничения по здоровью».

Диктофон лекций

Современные технологии открывают новые возможности для незрячих людей. Они могут редактировать документы, писать тексты, работать за компьютером, общаться в соцсетях - программы экранного доступа могут озвучить все, ну или практически все.

На филфаке Лизе приходится изучать древнерусскую литературу и вот это тот еще квест. «Никто пока не перевел ее на язык Брайля, да и компьютерная программа с ней совладать не в силах», - говорит студентка

- И как? - интересуюсь я.

- А никак, - хохочет она. И рассказывает, как у подруги, увлекающейся резьбой по дереву, нашла буквы старославянского алфавита и на ощупь пыталась получить о них хоть какое-то представление.

Лекции Лиза записывает на диктофон, реже печатает на компьютере. «Я честно пытаюсь писать в тетрадь, есть шрифт Брайля, специальный прибор, грифель, но не успеваю, потому что темп написания у слепых людей гораздо медленнее, чем у зрячих, - рассказывает девушка. - Буквы состоят из точек. И пока эту комбинацию напишешь, лекция закончится. Однако дома я все же переношу их в тетрадь, потому что так лучше запоминаю и к экзаменам готовиться удобнее».

Лиза активная участница любых мероприятий
Лиза активная участница любых мероприятий. Фото из соцсетей Елизаветы Волковой

Неудобства в учебе доставляет лишь дистанционный формат. «Для меня это ад, - признается Лиза. - Была бы моя воля, я бы еще раз прошла конец первого курса и начало второго, потому что вообще ничего не было понятно. Во-первых, платформой дистанционного обучения не получалось пользоваться, моя программа напрочь отказывалась его озвучивать. Помощь приходилось просить у однокурсниц. А во-вторых, на площадке нет контакта с преподавателем, и это второй минус. Например, задание «подготовить презентацию» выполнить не могу все по той же причине: программа не озвучивает картинки. Приходилось постоянно дергать преподавателей, спасибо, что они относились с пониманием».

Доступно о недоступном

На занятия в университет Лизу провожают мама или бабушка. По аудиториям помогают передвигаться однокурсницы. Гулять или в кафе она ходит с подругами. «Для незрячих людей больше всего приспособлен центр города, - рассказывает она. -На том же Запсковье, где концентрация слепых людей в разы больше в силу того, что там находится специализированная библиотека, а раньше еще было предприятие, где работали незрячие и слабовидящие, вообще толком ничего нет», - говорит она.

Однако даже имеющаяся доступная среда вызывает ряд вопросов. Так, тактильная плитка порой уложена не верно. «Разные рисунки на этой плитке обозначают разное, - рассказывает Лиза. - Допустим, плитка с пупырышками обозначает, что впереди ступеньки. Полоски на плитке говорят, что рядом дорога. Так у нас могут пупырышки перед дорогой положить и наоборот. Видимо считают, что если плитка есть, это уже хорошо».

Лиза много путешествует и ей есть с чем сравнить. Говорит, что в Эстонии, например, у светофоров разный цвет обозначается разными сигналами. Во Пскове тоже есть светофоры со звуковым оповещением, но их по пальцам пересчитать можно, а они очень удобные.

Другая проблема заключается в том, что о доступной среде в городе люди, которые в ней нуждаются, порой даже и не знают. «У нас есть информационные стенды, они даже озвучены, но находятся они в таких местах, где обычные люди даже не ходят. Как же нам о них узнать? Бабушка, которая меня провожает в университет, как-то спросила, а знаю ли я, что в ПсковГУ есть стенд со шрифтом Брайля. Вот откуда я могу это знать?»

При этом Лиза отмечает доброжелательное отношение со стороны окружающих. «Люди всегда готовы и рады помочь, - говорит она. - Это позволяет мне чувствовать себя такой же, как и все, жить полной жизнью».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах