Оценки за поведение помнит не одно поколение советских школьников. Так, получение «неуда» грозило ученику выпускного класса недопуском к экзаменам и волчьим билетом вместо аттестата. В качестве образовательного эксперимента оценки за поведение внедрят с 1 сентября в нескольких пилотных регионах. Пока в их числе нет Псковской области, но «АиФ-Псков» выяснил, как псковичи отнеслись к инициативе.
Советская практика
Впервые оценки за поведение появились в школах в 1943 году. Тогда учеников оценивали по пятибалльной шкале – пятерка ставилась за безупречное поведение, тройка – за серьезную провинность, двойка – в случае исключения из школы. Однако в 1970 году систему пересмотрели. Вместо нее ввели словесные характеристики – под примерным поведением подразумевалось активное участие в жизни школы и хорошая успеваемость, под удовлетворительным – исполнение основных школьных требований, под неудовлетворительным – грубое нарушение учебной дисциплины.
Годовой «неуд» по поведению был для выпускника старших классов настоящей трагедией – недопуск к экзаменам и лишение аттестата. Вместо него ученику выдавали справку о том, что тот прослушал школьный курс.
В 1989 году оценки за поведение упразднили. Они больше не ставились ни в дневник, ни в классный журнал. Однако в настоящее время в современных школах хотят вернуться к советской практике, чтобы сформировать у ученика сознательное отношение к нормам поведения в обществе. Однако инициатива еще сырая – не совсем понятно, как будет обеспечиваться непредвзятость и объективность оценивания, а также как оценить поведение учащегося по пятибалльной шкале. Кроме того, эксперты еще решают, будет ли оценка влиять на результаты экзаменов.
А надо ли?
Внедрение в современную образовательную систему советской практики вызвало неоднозначное мнение у псковичей. «Мы обсуждали с коллегами эту тему и решили, что оценка за поведение не помешает, это поможет организовать ребенка, заставит его задуматься над своим поведением. Только куда ее выставлять? В школьный журнал? Дневники бумажного формата ведут в начальной школе – туда поставим. В электронном – такой графы нет. Все, что мы можем, – написать для сведения родителей, например, что ученик играл весь урок в телефон. Тогда родители принимают меры и телефон в школу не дают», – сказала учитель школы № 2 Пскова Наталья Волкова.
Вопросом «куда ставить отметку?» задается и директор псковской гимназии № 29 Елена Синёва. В большинстве школ, с ее слов, отказались от бумажных дневников, а электронный не предполагает выставление оценки за поведение. Также стоит проработать критерии оценивания и определить экспертов, которые будут выносить вердикт относительно поведения учащегося, считает Елена Синёва. Кроме того, стоит задаться вопросом «с какой целью я ставлю оценку?» «Оценка – это определенный цензор. На что она будет влиять? На выстраивание воспитательной работы в школе и дома, на коррекцию поведения ребёнка, на поступление в вуз или ссуз?» – спрашивает Елена Синёва. Несмотря на множество открытых вопросов, оценка за поведение – это отличный способ коррекции поведения хулиганов, отметила педагог.
Некоторые родители категорически не согласны с тем, что оценка позволит скорректировать поведение проблемного ученика. «Прилежные дети и так будут себя вести хорошо, а хулиганам все равно на вызовы к директору и замечания. И тем более нет никакого дела до оценок за это самое поведение», – считает мама одного из выпускников Наталья.
Другие отмечают абсурдность инициативы – якобы акцент с успеваемости ученика, уровня его знаний смещается на поведение, которое в большинстве своем зависит от воспитания и индивидуальных особенностей личности. «Получается, что спокойные девочки сразу выигрывают в отличии от шебутных мальчиков. Поведение же никак не влияет на ум и умение учиться. У меня, например, в 1 классе по поведению стоял кол, а школу я окончила с золотой медалью. К счастью, оценки за поведение в мое время не учитывались», – сказала мама десятиклассника Елена.
Некоторые псковичи отметили, что оценка за поведение хороша только для определенной категории обучающихся – для учеников начальных классов и для студентов, которым за прилежное поведение можно было бы повысить стипендию. А если и внедрять для всех, то точно ставить в аттестат и поощрять отличников по поведению дополнительными баллы к ОГЭ и ЕГЭ.
Способ уничтожения
Несмотря на то, что оценка за поведение, по мнению некоторых, поможет держать в узде учеников с девиантным поведением и даст возможность примерным учащимся получить дополнительные баллы к экзаменам, многие опасаются, что нововведение приведет к учительскому произволу в школах. «Оценка за поведение – это очень субъективная вещь. Если учитель относится к ученику предвзято, то он может из вредности снизить оценку. Это негативным образом отразится на среднем балле аттестата и на поступлении в университет», – считает десятиклассник Тимофей.
Кроме того, у разных учителей могут быть разные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Одни поставят двойку за поведение хроническому хулигану, другие – неординарному, но безобидному ученику. «Здесь стоит вспомнить великого математика Николая Лобачевского – создателя своей геометрии, описывающей Вселенную в огромных масштабах. Лобачевский, будучи студентом, на спор перепрыгнул через голову профессора Никольского, а также въезжал на во двор университета на корове. Но отчислен он не был, потому что был превосходным учеником», – сказал учитель Бежаницкой школы, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» Дмитрий Спиридонов.
Зачастую ребята, думающие нестандартно и совершающие неординарные поступки, приводят человечество к новым открытиям, считает он. «Если бы Лобачевскому ставили оценки за поведение, то стал бы он великом ученым? Это большой вопрос. Оценка за поведение в школе может лишить ребенка возможности искать оригинальные решения. Введение таких отметок, я считаю, не должно влиять на академические успехи учащихся», – считает педагог.
Подходить к внедрению оценки за поведение в российских школах нужно основательно, чтобы избежать конфликтов между учителями и родителями, считает директор лицея № 10, депутат Псковской городской Думы Ольга Фёдорова. «Если работу в этом направлении правильно организовать со стороны министерства – так, чтобы и родители, и дети к таким оценкам отнеслись правильно, то такое решение пойдёт на пользу. Но если эта работа не будет проделана или будет проделана поверхностно, на уровне «как решит каждая школа», тогда она не будет иметь никакого смысла», – отметила она. В обратном случае инициатива приведет к недопониманиям – родители и дети будут жаловаться, что оценка выставлена несправедливо, а учителя, напротив, будут это отрицать, но если грамотно выстроить работу, то конфликты будут сведены к минимуму, отметила директор.
Однако у проекта есть и обратная сторона медали – на плечи учителей ляжет дополнительная нагрузка. «Учителям придется искать время для выставления оценки за поведение, делать лишнюю работу. А её сейчас пытаются ограничить, сократив бумажную нагрузку. Поэтому я считаю, что хорошая школа справится с дисциплиной без каких-либо цифр в дневнике», – отметила Ольга Фёдорова.
Вернут ли оценки за поведение во всех регионах – покажет время. Однако законопроект, по мнению специалистов, направлен на решение проблемы безнаказанности учащихся и защиту интересов учителей.