Примерное время чтения: 12 минут
227

Лыжня в прошлое. Как и зачем псковские реконструкторы ходят в зимние походы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Псков 15/03/2023
Псковские реконструкторы уже много лет на себе испытывают прелести средневековой зимы. Фото из личного архива героя публикации.
Псковские реконструкторы уже много лет на себе испытывают прелести средневековой зимы. Фото из личного архива героя публикации. АиФ-Псков

В один из февральских дней на Псковском озере можно было наблюдать необычную группу людей в исторических костюмах, которые передвигались по заснеженному льду на странного вида лыжах и снегоступах из деревянных прутьев. Заблудившимися во времени странниками оказались представители двух псковских клубов исторической реконструкции. Подробности о традиции зимних средневековых походов «АиФ-Псков» рассказал кандидат исторических наук, представитель клуба исторической реконструкции «Усадьба» Максим Колпаков.

Человек - не барсук

- Максим, как появилась традиция зимнего исторического похода?

- Мы увлекаемся исторической реконструкцией, экспериментальной археологией, живой историей уже больше двух десятков лет. Исследуя различные стороны жизни людей эпохи раннего Средневековья мы понимали, что человек - не медведь и не барсук, он не впадал в спячку в зимний период времени. И решили опробовать имеющийся у нас костюм применительно к зимним условиям. Это было в феврале 2005 года. Одними из первых среди клубов, занимающихся ранним Средневековьем, независимо друг от друга вышли в мини-походы мы и московский клуб «Восточный путь».

Фото: АиФ-Псков

Все начиналось с прогулок по лесу. В качестве базы выбирался чей-то загородный дом, потому что нужно где-то оставить машину, современные вещи. Проходя через лес мы получали информацию о том, насколько концепция многослойной средневековой одежды, существовавшая у нас в голове, отвечает действительности. Также мы планомерно, в течение многих лет, изготавливали волокуши, лыжи, снегоступы.

- Как проходят походы?

- Всегда выстраивается историческая легенда, определенный сюжет. Мы пытаемся что-то проверить. Например, рыболовное снаряжение, изготовленное по результатам раскопок: блесны, кованые и костяные крючки эпохи становления древнерусского государства. Приходили на берег Псковского озера, ставили базовый лагерь, ночевали. Утром рубили лунки, пробовали ловить.

- И как, клевала рыба на средневековые крючки?

- Как говорили деды, «если она клюет - хоть пассатижи привязывай». Конечно, на нить с кованым крючком ершей в современных условиях поймать можно. Но для окуня и для плотвы нужен ажиотажный клёв.

- Лагерь вы устраиваете тоже аутентичный?

- Был один выезд, когда мы тестировали различные варианты обустройства походного лагеря зимой. И пришли к простой модели. Метальные копья, которые используются как посохи - это некий каркас. На него набрасывается тент, расстилаются либо шерстяные одеяла, либо войлочные, ветки кладутся вниз на снег. Разжигается костер в ногах. Вообще, вариантов много. Многое из того, что известно по энтографическим данным и по письменным источникам, мы опробовали. В том числе, ночевали на настиле у открытого огня.

Фото: АиФ-Псков

Поэтому сейчас нам интереснее проверить, насколько максимальным по протяженности в псковском приозерье возможен переход зимой. В прошлый раз это был чисто пеший поход - без лыж и снегоступов. Тогда случилась оттепель, а потом подмерзло и был лед с водой. Идти на Талабские острова на лыжах по обледеневшим дорогам было проблематично. Зато у всех были ледоходные шипы, и это было гораздо важнее.

Экстремальное приключение

- А не опасно было ходить по озеру в оттепель?

- Нет, запрет выхода на лед не был объявлен. А в этом году нам повезло - была снежная зима. Уровень снежного покрова в лесах по Гдовскому шоссе и на озере весьма велик. Поэтому все удалось опробовать, протестировать.

Если человек не планирует ночевать под открытым небом, то относительно комфортный дневной пеший переход - это порядка 30 километров. Если использовать волокуши, сани, то, наверное, скорость передвижения будет чуть больше и до 50 километров можно преодолеть. В этом случае можно даже успеть, используя остаток светового дня, встать на ночевку под открытым небом. Но все-таки и для людей Средневековья ночевка зимой на открытом воздухе - это экстремальное приключение. Хотя у нас и такое случалось. Максимальная температура, при которой мы ночевали, была -34 градуса.

- ???!!!

- Я был с товарищем и мы каждые 15 минут сменяли друг друга, рубили еловые сухие ветки, поддерживали костер, следили друг за другом. Мы мучительно дождались утра. Исходя из нашего опыта, можно сказать, что если человек Средневековья один оказывался в лесу при таком температурном режиме, он безусловно засыпал и умирал.

- Вы предупреждаете МЧС о своих походах?

- В нашем базовом лагере остается часть участников, которые поддерживают тепло в доме, готовят еду, топят баню. Мы находимся с ними на связи. Это принципиальное решение в ущерб исторической достоверности. Группа уходит, взяв с собой навигатор, заряженный сотовый телефон, потому что не хочется закончить свою жизнь, утонув или заблудившись.

Но, надо отдать нам должное, мы ни разу не заблудились. Травмы были. А во время военизированных походов случалось, что при морозе в -20 градусов ребята отмораживали кончики носов, которые касались наносников шлемов. Но руки-ноги не отмораживали никогда. Потому что снаряжение теплое и удобное.

- А термобелье не носите?

- Нет, мы не используем современные материалы. Некоторые уступки делаем. Люди, которые не могут носить контактные линзы, носят очки - это допускается. Если нет кожаных с мехом рукавиц, можно брать современные перчатки, варежки. Но это всегда точечное вкрапление. Иногда новичкам мы разрешаем для спокойствия взять термобелье и термоноски. Пройдя несколько таких мероприятий человек поймет, что ему это не нужно и исторической одежды вполне хватает. Но важно, чтобы он до этого дошел сам. Через взаимодействие с природой в мире исторических вещей человек лучше понимает историю, лучше понимает прошлое.

Фото: АиФ-Псков

- Что это за одежда? Из каких тканей?

- Минимальный комплект должен выглядеть следующим образом. Нижний слой - две пары рубах из льняной или шерстной ткани. Сверху - шерстяной кафтан с льняной подкладкой либо различные варианты полушубков. Очень важно, чтобы у человека была прикрыта шея: это различные варианты капюшонов с оплечьем. К ним может быть дополнительно головной убор, шерстяной или кожаный с меховой опушкой. На руки - рукавицы, кожаные с мехом внутрь либо вязаные из шерстяной нити или сшитые из шерстяной ткани. Одной пары рукавиц более чем достаточно. Еще - две пары штанов и обувь из кожи, обязательно большего размера, чтобы можно было надеть 2-3 пары носков. Ботинки обязательно вощат, чтобы они хуже пропускали воду. Все это позволяет и двигаться, и останавливаться.

Движение исторической реконструкции в России пришло уже к такому уровню освоения и понимания того, как люди раннего Средневековья делали себе зимнюю одежду, что тут грандиозные открытия сделать невозможно. Имея достаточный опыт, мы можем сложные планировать вещи: сделать реальные волокуши, загрузить на них тент и все необходимое, и рвануть на максимальное расстояние, поставить лагерь, ночевать в лесу.

На лыжах и снегоступах

- В этот раз сколько человек ходили в поход? Это постоянный состав или количество участников меняется?

- Пять человек. Составы меняются. Как в жизни: кому-то надоело хобби, кто-то не смог. Но состав зависит и от того, каков сценарий. Если мы хотим провести военный эксперимент зимой, то маневрировать на пространстве 30 километров впятером не очень интересно. Поэтому участников больше. Максимальное количество - порядка 30-40 человек, а минимально - вдвоем. Стандартная группа - от пяти до десяти человек.

Фото: АиФ-Псков

- Женщин в поход не берете?

- На заре занятий исторической реконструкцией зимой женщины оставались дома и никуда не ехали. Потом начали выезжать. Моя жена, Юля, выезжает вместе с нами уже последние шесть зим. Но обычно дамы остаются в базовом лагере топить печь, готовить и одновременно смотреть отбивку: «мы дошли, все хорошо», «начинаем двигаться обратно». И за это им спасибо. Запрета на участие женщин в походах нет. Но есть некоторая специфика женского костюма: длинные юбки. Девушки, женщины, у которых есть зимние комплекты и которые участвуют в зимних мероприятиях, не замерзают. Но участвовать в передвижениях на большие расстояния в десятки километров, наши дамы не хотят.

- В этот раз какой был сценарий и сколько вы прошли?

- Маршрут был 31 километр, мы прошли его за день. Вышли в 9:30 из дачного поселка за Новым Полем и двигались через деревню Замельничье в сторону Толбы и дальше на остров Залита. Возвращались обратно тем же маршрутом. Вернулись к девяти вечера в наш дачный поселок. Главная задача была узнать, насколько адекватно при таком большом переходе работают реконструированные по археологическим источникам и энтографическим данным лыжи и снегоступы. Необходимый опыт мы получили.

- Средневековые снегоступы отличаются от современных?

- По поводу современных снегоступов ничего не скажу - я никогда ими не пользовался. Деревянные охотничьи лыжи многие себе представляют и на них передвигались. Лыжи такого же типа были нами реконструированы. Там есть хитрость: наклеивается тонкий мех, чтобы препятствовать скольжению. До тех пор, пока я на заснеженном ровном поле не попал ногой в тракторную колею, лыжа прекрасно работала. Дальше с поврежденной ногой мне было сложно оценить работу инвентаря. Но двигаться от Толбы до Залита на льду на лыжах - просто одно удовольствие! В лесу же по глубокому снегу гораздо эффективнее снегоступы. Ребят они держали.

Машина времени

- Что вы едите в походах?

- Традиционно: вяленое мясо, сало, хлеб, орехи, сушеные яблоки, сухофрукты. Маленький котелочек берется с собой. Кипятится вода, туда кидаются иван-чай, зверобой и так далее. Похлебка - это вяленое мясо, луковица, немного крупы. Вкусная нажористая вещь!

- Встречаете ли животных или людей? Как реагируют?

- Люди реагируют абсолютно адекватно. За все эти годы конфликтов с местным населением не было. Бывает, кто-то иронично говорит: «Во, машина времени!» И, может, мы выглядим странно во всем этом, но в прошлом году был случай, когда у нас в пути закончилась вода. Мы повернули от Толбы к деревне Великое Поле, прошли всю деревню и нам только в последнем доме нам дали воду. Но это был единственный случай с 2005 года. Чаще все происходит наоборот. Летом в деревне Погорелка мы просто сели в тени у забора, так из дома вышла пожилая леди и вынесла нам пластиковые стаканчики и холодный морс.

По поводу животных: в этом году при подходе к деревне Толба перед нами метрах в пятнадцати по зимнику перебежало дорогу около восемь косуль. Часто встречаются лоси, собаки, белки, птицы. Кабаньи и волчьи следы видели, но с хищниками не встречались. При первых походах опасались, что у нас наконечники копий гуманизированные, а надо бы наоборот. Вдруг медведь-шатун, кабан или волки? У нас есть рабочие топоры. Но для защиты от животных ни разу не пригодились.

Фото: АиФ-Псков

- Аптечку берете?

- В этот раз так «хорошо» подготовились, что вышли в поход только с пачкой цитрамона. Но вообще, современная аптечка на всех исторических мероприятиях есть. Конечно, она в льняные или кожаные мешочки уложена. Ну а как иначе? Если мы берем с собой навигатор и сотовый телефон, говорить «нет, я откажусь от анальгетика и буду жрать ягель или молиться духу леса, чтобы он вылечил перелом» - это как-то удивительно…

ДОСЬЕ АИФ
Максим Юрьевич Колпаков – начальник исторического отдела Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, выпускник исторического факультета ПГПИ им. С. М. Кирова (1998), кандидат исторических наук (2005). Научные интересы: история средневековой общественной мысли, история Франции, свидетельства иностранцев о России, история Псковской земли XVI–XVII веков. Автор 56 научных публикаций. Руководитель научных исследовательских проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований. Член редколлегии научного журнала «Vox medii aevi». Член Геральдического совета при Губернаторе Псковской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах