В Псковской области волонтеры из региональной поисковой организации «След «Пантеры» готовят операцию по подъему самолета времен Великой Отечественной войны, поиски которого продолжались два десятилетия. «АиФ-Псков» узнал подробности.
20 лет спустя
Учитывая, что на значительной части территории Псковской области боевые действия во время Великой Отечественной войны шли три с лишним года, в местных лесах до сих пор можно найти множество артефактов, включая затонувшие в озерах и болотах самолеты и танки. Поисковики из нашей области и других регионов регулярно проводят операции по их подъему.
Например, в сентябре 2012 года в Дновском районе были обнаружены останки самолета-бомбардировщика Ил-4, сбитого в ноябре 1942 года. Место падения боевой машины удалось разыскать благодаря рассказам местных жителей. Поисковики нашли части фюзеляжа, обломки двух двигателей и винты, пулемет. А главное - останки четырех членов экипажа.
В октябре того же 2012 года со дна реки Утроя в Пыталовском районе были подняты фрагменты советского скоростного бомбардировщика АНТ-40. Поисковикам удалось обнаружить крыло самолета и его винт. В настоящее время они находятся в экспозиции филиала Военно-исторического музея Псковской области, на линии Сталина.
Сейчас псковские поисковики готовят новую операцию по подъему самолета: на этот раз штурмовика Ил-2, сбитого над Пыталовским районом. Приблизительный квадрат крушения — 12 на 13 километров — поисковики выяснили еще двадцать лет назад. А вот найти точное место расположения останков боевой машины с экипажем отряду «Поиск 97» удалось лишь в ноябре 2020 года.
«Ушел в болото»
Благодаря данным военных архивов, на сегодняшний день поисковики досконально изучили судьбу этого конкретного Ил-2. Он был сбит 17 июля 1944 года во время операции по освобождению Пыталовского района.
Согласно истории боевых донесений, шестерка советских самолетов в этот день осуществляла бомбардировку немецких отступающих частей. Они отбомбили врага, который отходил по железной дороге, и уже возвращались на базу, когда в воздухе появились два немецких истребителя Focke-Wulf Fw 190.

«Крайнего сразу «завалили» и он ушел в болото», - рассказал «АиФ-Псков» Геннадий Корольков, председатель регионального отделения «Поискового движения России», руководитель областной военно-патриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры».
Поисковикам удалось установить, что последним в строю шел экипаж, состоящий из летчика - двадцатичетырехлетнего младшего лейтенанта Чанкотадзе - и стрелка - двадцатипятилетнего сержанта Земина. Памятник им псковские поисковики установили на краю болота у деревни Шитики Псковской области около 20 лет назад, когда и начался поиск экипажа. «Мы знали, что он находится в этом болоте, но точное место определить было тяжело», - пояснил Геннадий Корольков.
Экспедиция по подъему самолета была запланирована в рамках акции «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященной 80-летию начала Великой Отечественной войны. Планировалось провести ее 21-23 февраля, но старт пришлось перенести по техническим причинам: у казанского поискового отряда «Отечество», который обещал оказать содействие в операции, сломался вездеход на гусеничном ходу.
«Сейчас они его ремонтируют, до марта планируют сделать. Только на них и надеемся», - рассказал Геннадий Корольков. По его словам, без вездехода поисковики не справятся: место крушения самолета находится в 6 километрах от края болота, на глубине 5 метров.
Возрождая легенду
Дело в том, что для подъёма фрагментов понадобится специальное довольно тяжеловесное оборудование, которое не получится донести до места раскопок «в руках». В частности, необходимо минимум три насоса для откачивания воды. «Останавливаться нельзя. Вода поступает круглые сутки и, если мы остановимся хотя бы на одну ночь, она все заполнит мгновенно», - пояснил Геннадий Корольков. Ну а в случае, если и насосы не помогут, придется вызывать водолазов.
Что именно удастся найти на месте крушения, пока непонятно. «В каком состоянии находится самолет - неизвестно. Естественно, когда самолет ударяется об землю или об воду, там рвет все. Мы представляем себе гражданские самолеты после авиакатастрофы: от него остаются только раскиданные фрагменты. Вот тоже самое. Но этот самолет бронированный, может капсула и сохранилась», - отметил руководитель «Следа «Пантеры».
Свою помощь в работе по подъему самолета помимо казанских поисковиков псковичам также предложили коллеги из Вологды: с родины авиаконструктора Сергея Ильюшина. Местный поисковый отряд в рамках проекта «Возродим легенду вместе» с 2015 года восстанавливает Ил-2 из фрагментов сбитых боевых машин. Так что вологжане крайне заинтересованы в результатах экспедиции в Пыталовский район.
Кстати, один найденный на территории региона и отреставрированный Ил-2 в Псковской области уже есть. «Останки самолета, погибшего в 1941 году, мы поднимали из реки совместно со «Следом «Пантеры», - рассказал директор военно-исторического музея Псковской области Петр Гринчук. Сейчас этот экспонат находится в экспозиции «Линии Сталина»: военно-мемориального комплекса, расположенного в Островском районе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть