Примерное время чтения: 10 минут
403

Лепка как предчувствие. Как псковичку захватила работа с глиной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Псков 14/09/2022
Керамику Лилии Семеновой чаще всего называют «нетипичной». Фото Арсения Тимашова
Керамику Лилии Семеновой чаще всего называют «нетипичной». Фото Арсения Тимашова АиФ-Псков

Керамику Лилии Семеновой псковичи называют «нетипичной». Необычные фигурки, чашки, предметы посуды и интерьера с первого взгляда привлекают внимание. О том, почему она не хочет делать сувениры, от чего предпочитает работать ночью, и как принимала в своей мастерской членов царской семьи, Лилия Семенова рассказала в интервью «АиФ-Псков».

Лилия Семенова. Фото: АиФ-Псков

Рисующая баянистка

- Лилия, как вы пришли в эту профессию?

- Я творческая с рождения: еще маленькой рисовала. Причем, начала сразу с портретов - а у художников это считается самым сложным: обычно в учебных заведениях портретная история всегда на последнем курсе. А я с портретистикой дружу с самого раннего возраста. Потом мама меня отдает в школу искусств, но на класс баяна. Потому что зачем меня учить рисовать, если я и так прекрасно рисую? И три года я учусь играть на баяне. Мне сестру в дуэт сажают и мы уже вдвоем играем. Но постоянно краем глаза я вижу рисующих людей и мне хочется к ним.

Мне повезло. Моим преподавателем был директор школы искусств. Я пришла к нему и сказала: «Анатолий Павлович, я рисую». Он взял меня за руку и отвел в кабинет к художникам: «У меня, оказывается, рисующая банянистка. Лариса Анатольевна, посмотрите, пожалуйста!» Меня попросили показать рисунки. А когда увидели мои работы, сразу взяли во второй класс. Маме я ничего не сказала. Через полгода мы встретили моего преподавателя по рисунку в городе. Она сказала моей маме, что я самородок. Пришлось признаться, что я больше не играю на баяне. Так я самостоятельно перешла на художественное отделение.

В школе меня взяли в комитет, который организует мероприятия, я занималась декором. В этом во всем я крутилась с самого детства. Потом переехала в Псков, с красным дипломом окончила колледж культуры и поступила в Новгородский госуниверситет имени Ярослава Мудрого на отделение «Инженер-технолог по художественной обработке материала». Так что я почти по профессии работаю.

- А керамикой когда стали заниматься?

- Во время декретного отпуска. Видимо, во время беременности что-то происходит: мне захотелось лепить. Я училась делать шарнирных кукол и там познакомилась с этими материалами - глиной и фарфором. У меня появилась первая печка. Пару лет я этим занималась, а потом мы семьей переехали в Канаду.

- Это было связано с вашим увлечением?

- Нет, это было связано с работой мужа. Я называла себя «чемоданом»: муж едет - и мы едем. Отжили там два года. И однажды, гуляя по Торонто, увидели огромную керамическую голову. Это был музей керамики. Мы заходим туда и для меня переворачивается мир. Потому что я вижу, что керамика - это не просто кружка или тарелка. Это просто мега-эволюция от всего до всего.

Когда мы вернулись из Канады, я нашла в Санкт-Петербурге студию, которая очень быстро меня смогла «нашпиговать» всеми необходимыми знаниями и навыками - база у меня уже была. Три-четыре месяца я училась.

Неслучайные случайности

- Вы сразу открыли свою студию в Пскове?

- Я долго лепила дома, обрастала материалом. Но глина - это пыль. Поэтому нужно было искать помещение, где я могла бы работать. И я сняла кабинетик в торговом центре. Ко мне стали заходить девочки, мы что-то лепили. А потом заработало сарафанное радио. Так появилась студия.

Стали работать. Потом переехали. И опять же - все в мире происходит неслучайно. Мы живем на Запсковье, искали место где-то рядом. И возле этого здания встретили знакомого парня, который на гитаре играет. Он и подсказал, что здесь есть свободные помещения.

Когда я зашла в этот кабинет, поняла, что это - мое. Раньше здесь работали слепые люди, они что-то собирали. Видимо, они так энергетически его напитали, что я решила: всё - остаюсь здесь! Мы даже ремонта особо не делали. Просто перекрасили цвет стен и сделали пол. Потолок не стали трогать. Постепенно обросли стеллажами.

Стали брать групповые мастер-классы, детей. И буквально за полгода кабинет из одного человека превратился в студию из трех преподавателей.

Фото: АиФ-Псков

- То есть у вас теперь есть сотрудники?

- Очень сложно было найти подходящего человека. Но опять помог случай. В этом году я пошла учиться игре на гитаре, а моя преподавательница почему-то все время называла меня Дашей. Я спросила - почему? И она меня познакомила с Дашей, ее ученицей, мамой четверых детей. Когда она пришла, я поняла: мы одинаковые совершенно. Так у меня в студии появилась Даша, а потом у нас стала работать и ее дочь.

- Какие мастер-классы вы проводите? Для кого? Как выбираете темы?

- У нас есть пятничный мастер-класс для взрослых людей, потому что вечер пятницы - единственный день в неделю у многих, когда есть время. Для маленьких - два мастер-класса в выходные. Темы - разные. Я ориентируюсь на то, что мне понравится. Кроме того, у нас есть занятия по свободной лепке.

- Какие еще мероприятия проходят в вашей студии?

- Дни рождения, праздники. Я сама мама, у меня ребенок растет. Одно время мы ходили на классические мастер-классы, а потом настал момент, когда в кафе рано, а туда уже не интересно. И в день рождения своего сына я решила собрать детей в студии и поняла, что это классно. Они поели, полепили, изделия на память оставили. Быть соучастником чужого праздника для меня что-то очень-очень особенное.

«Не люблю штамповать»

- Со всеми людьми легко работать?

- «Заторных» людей практически нет. Потому что глина - материал, который тебя трансформирует. В Канаде, например, очень много кабинетов психологов. И при каждом кабинете есть маленькая гончарка. Я стала интересоваться почему. Оказалось, научно доказано, что во время лепки, когда у вас руки делают, голова отключается. И вообще в сложных ситуациях, когда непонятно, что и как будет, с помощью лепки можно понизить градус напряжения. Лепка - это процесс, который тебя стабилизирует, эмоционально успокаивает.

На моих занятиях бывает двухчасовая тишина. Иногда я переживаю, нравится людям это или нет. Но когда мастер класс заканчивается, реакция одна и та же: как же это классно!

- Были какие-то известные гости в студии?

- Однажды у меня на мастер-классе были Романовы: потомки царской семьи. Они приезжали в Псково-Печерский монастырь. Их было человек восемь: пожилые женщины, молодая девушка и парни. Один из молодых людей - просто копия Николая Второго.

Фото: АиФ-Псков

- А туристы часто бывают?

- Мы не можем брать туристов на лепку, потому что есть технический момент - обжиг. После лепки изделие четыре для сохнет и проходит обжиг. Нужно шесть дней, чтобы изделие можно было покрыть эмалью. Поэтому тема с туристами сразу отпадает. Единственно, несколько лет назад мы делали изразец-птичку. Это копия изразца Одигитриевской церкви, которая находится рядом с бывшим онкодиспансером. И потом эту птичку мы оставляли туристам глазировать. Турист идет за чем-то псковским, а тут он сам может что-то расписать.

ВАЖНО
Лепка - это не только творческий процесс, но и метод психотерапии. Лилия Семенова отмечает, что в сложных ситуациях, когда непонятно, что и как будет, с помощью лепки можно понизить градус напряжения.

- То есть псковские участники мастер-классов забирают изделия не сразу?

- Изделия два раза проходят обжиг. Первый обжиг называется утильный, когда глина становится керамикой. А второй обжиг называется поливной, когда мы изделие покрываем глазурью. Потом оно опять сохнет и опять проходит обжиг. Все это занимает две-три недели.

- А не думали вы о выпуске сувенирной продукции с псковской тематикой, например?

- Я не люблю штамповать. Я здесь и сейчас. У меня очень немного продуктов на продажу, и я не ставлю перед собой цели что-то делать на продажу. Когда есть эмоциональная закладка в предмет, вы меньше всего думаете о том, что вы это будете продавать. Я человек, который не делает эскизы. Наоборот, бывает состояние, когда мне нужно бежать и тут же делать.

- То есть, вам для творчества нужно вдохновение?

- Я могу ночью проснуться и прийти в студию. Ночью особая энергетика. В здании тишина. Когда в детстве школьные дискотеки проводили, у вас была возможность походить по этажам. И там был особой дух. В этом здании такой же дух, и у меня такое ощущение, как будто я в школе во время дискотеки позволила себе подняться на третий этаж. И в этом что-то есть. Обычно ночная работа эмоционально открытая, более глубокая.

- Были у вас какие-то интересные истории?

- Когда мы еще были в торговом центре, ко мне ходила на лепку девушка из Калининграда, муж которой служил здесь по контракту. Когда контракт закончился, они вернулись на родину. Но ее так зацепил этот процесс, что они по франшизе открыли в Калининграде гончарную студию и уже лет пять работают. А в этом году к моим друзьям приехали гости из Норильска. Пришли на лепку и рассказали, что их подруга в Норильске открыла студию лепки, потому что на отдыхе в Калининграде случайно зашли в студию моей знакомой! Вот такая паутинка.

ДОСЬЕ АИФ
Лилия Семенова родилась в 1984 году в поселке Локня Псковской области. После окончания школы в 2001 году поступила в Псковский колледж культуры и искусств на отделение декоративно-прикладного творчества, который окончила в 2004 году с красным дипломом. Училась в СПбГУ и Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. В 2021 году создала собственную студию лепной керамики.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах