Авторские куклы — не детские игрушки. Вокруг них множество мифов и мистических историй. Анжелика Владимирова, руководитель клуба традиционной и авторской куклы «Псковитянка», рассказала «АиФ-Псков» о том, как создают кукол, а также об их месте и значении в жизни человека.
Из мира кукол
- Анжелика Валентиновна, а как куклы появились в вашей жизни?
- Они были всегда, как и у любой девочки. Шила всегда, сколько себя помню. У нас во дворе, а родилась я в Пскове, собирались дети разных возрастов. Выносили большие покрывала, тряпочки, иголки и нитки. Девочки постарше шили, что помладше - просто наблюдали.
Дома у меня тоже все рукодельничали. От прабабушки остались сшитые вручную костюмы, хотя швейная машинка уже была. Бабушка тоже шила и вязала, показала мне, как прясть на прялке. Мама и вовсе была швей по образованию, сохранились ее вышивки.
Я человек довольно любопытный и ребенком таким была, поэтому в каких только кружках не занималась, а застряла на вязании. Когда пошла работать в детский сад, то все мои навыки и умения мне здорово пригодились. В то время в дошкольных учреждениях было плохо с игрушками, поэтому мы их делали своими руками. Из папье маше у нас выходили целые магазины, с фруктами и овощами, вырезанными их утеплителей. Ну, и кукол, конечно, же шили, а как детям без игрушек.

С тех пор у меня сохранилась кукла Наташка. С ней единственной играла потом моя дочь, которую куклы в принципе не интересовали. А я вот их очень любила в детстве. Для меня было счастье, когда я заболевала, оставалась дома и мама шила моим куклам наряды.
- Куклы были с вами рядом на протяжении всей жизни?
- Дочь подросла и тема с куклами немного отошла в сторону. Жизнь закрутилась: работа, заботы, семья. А потом случился кризис в жизни и я пошла в Дом детского творчества к Татьяне Паршенковой учиться ткать. В тот момент меня это очень поддержало. Незаметно для себя я обратилась к народному творчеству, к народной кукле. Она меня очень увлекла, для меня стали открываться какие-то новые глубины. Все конструкции простые, пропорциональные. Куклы получаются живые, портретные, авторские.
- Каких кукол вы делали?
- На тот момент делала народную куклу: скрутки, узелки, где не надо шить. Сейчас напридумано много мифов и легенд об этих куклах. Одна якобы в любви помогает, другая здоровье возвращает. Я без фанатизма ко всему этом отношусь. Это вид ярмарочной культуры. Пугает, когда люди покупают кукол и кладут в кошелек, чтобы деньги водились. Получается, что на свои силы человек не надеется, а доверяет кусочку тряпочки.
Хотя и не все так просто. Бывали и у меня мистические истории. Делаешь, допустим, под заказ куклу, а у нее нога никак не встает на место. И так ее вертишь, и этак, и все равно не получается. Разговариваешь с заказчиком, выясняется, что у нее эта нога несколько раз была сломана.
Однажды мне заказали две свадебные куклы. Одна у меня скрутилась на одном дыхании, образ сразу пришел, а вторая никак не шла. Мне уезжать уже надо, по срокам я не укладываюсь и все же доделываю в последнюю ночь. Начинаю узнавать, как мне ее отправить, а мне говорят, что свадьба расстроилась.
Найти образ
- А есть куклы любимые, делать которых особенно нравится?
- Любимые — это те, которые делаю в данный момент. Но и тут тонкости бывают. Есть кукла Колокольчик, она звонкая, легкая, выразительная. Я ее очень люблю. У нее красивая история, которая плавно обычно перетекает в тост при поздравлении. Так вот как-то меня попросили сделать таких кукол 50 штук. Я, конечно, сделала. Но как это было трудно! Я потом, наверное, года три за них не бралась.

Сейчас мне интересно освоить ватную игрушку. Опыт в этом направлении у меня некоторый есть, приходилось реставрировать советских Дедов Морозов да делать грибы из ваты. На самом деле, многое мне интересно. Это и хорошо, и плохо. Бывает, что люди занимаются основательно чем-то одним, а мне и то и другое хочется попробовать. Единственное, что мне не интересно, это сделать куклу из холодного фарфора. Да, я на них любуюсь, смотрю, как сделано платье, но это как скульптура, стоит где-то за стеклом, в шкафу, вся такая недоступная.
- Откуда вы черпаете идеи?
- Из интернета, как правило. Хотя признанные мастера, которых я уважаю и ценю, говорят, что не надо смотреть на чужие куклы, надо искать образы в окружающем нас мире.
Мне повезло, что я в Пскове родилась. Здесь храмы, башни, это все пропорционально, красиво. Псковская эстетика - она особенная, сдержанная, элегантная, и отсюда образы кукол в том числе возникают. Иной раз каких-то книжных персонажей хочется запечатлеть.
Последнее время езжу в автобусе и мне там такие удивительные люди попадаются, что я даже фотографирую или зарисовываю образ. Например, как-то ехала девочка с мамой, лет четырех. Курносая, ясные голубые глазки, блондинка, в шляпке. Рядом с ней села точно такая же женщина только в несколько раз больше: крупная, высокая, сбитая. И такой же носик картошкой, такие же глазищи, тоже блондинка. Я смотрю на них и улыбаюсь. Женщина реакцию мою заметила, на девочку посмотрела и тоже заулыбалась — увидела образ. А в другой раз в автобус села женщина с сумками, из одной торчат свечи, банки гремят, вся такая уставшая. Челка прямая, карие глаза с поволокой. Лицо такое интересно вышить, будет выразительный взгляд. Одета так интересно: зеленый берет, бардовая кофта, красные сандалии. Так что жизнь сама образы подкидывает.
- Вы всегда находитесь в работе над какой-то куклой?
- Вовсе нет, ведь и отдохнуть хочется. Бывает, что в огороде занята или выпечкой хлеба. Сейчас, например, у меня два заказа. Я уже знаю, как их сделать, а все никак не могу собраться.
Кукла-Псков
- Есть какая-то кукла, которую особенно хочется сделать?
- В этом году мы с членами нашего клуба «Псковитянка» ездили в Москву на фестиваль лоскутного шитья. Был там кукольный уголок, где мы познакомились с известным в мире кукол искусствоведом Татьяной Басовой. Для меня это как встреча с космонавтом, как подарок судьбы. Сейчас думаю, что это знакомство — некий толчок в моей деятельности, потому что я в какой-то момент оказалась на распутье, насытившись традиционными куклами.
Татьяна Басова предложила попробовать сделать куклу-образ Пскова, а это то о чем я давно мечтала. У нас же нет как таковой псковской куклы. Псковской считается кукла-пеленашка, но она общероссийская, просто в Пскове такая найдена была. Мастер из Великого Новгорода Ольга Олонцева как-то привозила нам куклу в псковском костюме. Это кукла из коллекции Плюшкина [Фёдор Плюшкин (1837-1911) — псковский предприниматель, владелец одной из самых больших частных коллекций в Российской империи - «АиФ-Псков»]. Возможно, он заказывал их у местных мастериц-кукольниц, а может где-то приобрел. Одним слово, не ясно откуда они у него.
Сейчас много кукол традиционных, авторских, их делают профессиональные художники. Они знают, как работать над этими куклами-образами. Я не художник, но у меня есть художественное чутье, вкус и Татьяна Басова, которая все это знает и умеет, готова помочь мне в этом.

Важно найти образ, идею. Мне повезло, я экскурсовод и знаю много всяких историй о Пскове. Надеюсь, это поможет. Надо походить, погулять, помедитировать, возможно, в фантазиях и придут какие-то образы. Я Псков по колористике воспринимаю розово-жемчужным, как наше закатное небо, как жемчуга на иконах. Пока так, но может что-то еще поменяется. В любом случае, это тема не одной недели и даже не месяца, такой долгосрочный проект.
- Вашу куклу можно отличить от других?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. По крайней мере, я к этому стремлюсь. Люди, которые меня знают, узнают моих кукол среди других.
- Значит есть свой стиль?
- Он у всех есть. Когда провожу мастер-класс, то всем выдаю одинаковые тряпочки, делаем одну конструкцию, но куклы у всех разные выходят. И я даже могу сказать, где чья, потому что вижу внешнее сходство с человеком или с его характером.
- Шить куклы — это дорогое удовольствие?
- Смотря какие куклы. Если ты делаешь интерьерную будуарную куклу, то надо заказывать хорошие и довольно дорогие материалы. Мне же интересен крестьянский подход: делать из того, что есть под рукой. Это еще и экологическая тема. Я за то, чтобы давать вторую жизнь вещам.
- Почему же куклы ручной работы порой так дорого стоят?
- Каждый мастер сам назначает цену. Она, как правило, складывается из проделанной работы, опыта, души, в нее вложенной. У меня с этим беда: я не осознаю ценность и цену. Мне часто говорят: «Ты себя обесцениваешь».
В Пскове человек не может позволить купить куклу за 700 рублей. Иной раз торгуя на ярмарке и видя, что ребенок хочет куклу, но мама не заплатит за нее 400 рублей, я продаю ее за 200 рублей. А иногда и просто подарить могу.
У нас сложно продавать игрушки рукодельные. Магазины и лавки ими завалены, но совершенно в них не смотрятся. Тут другой подход нужен. Как раньше на ярмарках делали? Куклу надо обыграть, представить ее покупателю, познакомить их, поиграть в нее и вот тогда совсем иной результат будет.