Примерное время чтения: 10 минут
346

Кукольный мир. Псковичка рассказала, как увлеклась изготовлением игрушек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Псков 08/09/2021
Мечта мастерицы — сделать псковскую куклу, вдохновляясь образами города и его жительниц
Мечта мастерицы — сделать псковскую куклу, вдохновляясь образами города и его жительниц / Фото из архива Анжелики Владимировой / АиФ

Авторские куклы — не детские игрушки. Вокруг них множество мифов и мистических историй. Анжелика Владимирова, руководитель клуба традиционной и авторской куклы «Псковитянка», рассказала «АиФ-Псков» о том, как создают кукол, а также об их месте и значении в жизни человека.

Из мира кукол

- Анжелика Валентиновна, а как куклы появились в вашей жизни?

- Они были всегда, как и у любой девочки. Шила всегда, сколько себя помню. У нас во дворе, а родилась я в Пскове, собирались дети разных возрастов. Выносили большие покрывала, тряпочки, иголки и нитки. Девочки постарше шили, что помладше - просто наблюдали.

Дома у меня тоже все рукодельничали. От прабабушки остались сшитые вручную костюмы, хотя швейная машинка уже была. Бабушка тоже шила и вязала, показала мне, как прясть на прялке. Мама и вовсе была швей по образованию, сохранились ее вышивки.

Я человек довольно любопытный и ребенком таким была, поэтому в каких только кружках не занималась, а застряла на вязании. Когда пошла работать в детский сад, то все мои навыки и умения мне здорово пригодились. В то время в дошкольных учреждениях было плохо с игрушками, поэтому мы их делали своими руками. Из папье маше у нас выходили целые магазины, с фруктами и овощами, вырезанными их утеплителей. Ну, и кукол, конечно, же шили, а как детям без игрушек.

Анжелика Владимирова куклы шьет с детства
Анжелика Владимирова куклы шьет с детства Фото из соцсетей

С тех пор у меня сохранилась кукла Наташка. С ней единственной играла потом моя дочь, которую куклы в принципе не интересовали. А я вот их очень любила в детстве. Для меня было счастье, когда я заболевала, оставалась дома и мама шила моим куклам наряды.

- Куклы были с вами рядом на протяжении всей жизни?

- Дочь подросла и тема с куклами немного отошла в сторону. Жизнь закрутилась: работа, заботы, семья. А потом случился кризис в жизни и я пошла в Дом детского творчества к Татьяне Паршенковой учиться ткать. В тот момент меня это очень поддержало. Незаметно для себя я обратилась к народному творчеству, к народной кукле. Она меня очень увлекла, для меня стали открываться какие-то новые глубины. Все конструкции простые, пропорциональные. Куклы получаются живые, портретные, авторские.

- Каких кукол вы делали?

- На тот момент делала народную куклу: скрутки, узелки, где не надо шить. Сейчас напридумано много мифов и легенд об этих куклах. Одна якобы в любви помогает, другая здоровье возвращает. Я без фанатизма ко всему этом отношусь. Это вид ярмарочной культуры. Пугает, когда люди покупают кукол и кладут в кошелек, чтобы деньги водились. Получается, что на свои силы человек не надеется, а доверяет кусочку тряпочки.

Хотя и не все так просто. Бывали и у меня мистические истории. Делаешь, допустим, под заказ куклу, а у нее нога никак не встает на место. И так ее вертишь, и этак, и все равно не получается. Разговариваешь с заказчиком, выясняется, что у нее эта нога несколько раз была сломана.

Однажды мне заказали две свадебные куклы. Одна у меня скрутилась на одном дыхании, образ сразу пришел, а вторая никак не шла. Мне уезжать уже надо, по срокам я не укладываюсь и все же доделываю в последнюю ночь. Начинаю узнавать, как мне ее отправить, а мне говорят, что свадьба расстроилась.

Найти образ

- А есть куклы любимые, делать которых особенно нравится?

- Любимые — это те, которые делаю в данный момент. Но и тут тонкости бывают. Есть кукла Колокольчик, она звонкая, легкая, выразительная. Я ее очень люблю. У нее красивая история, которая плавно обычно перетекает в тост при поздравлении. Так вот как-то меня попросили сделать таких кукол 50 штук. Я, конечно, сделала. Но как это было трудно! Я потом, наверное, года три за них не бралась.

Свои куклы она любит делать из того, что есть под рукой
Свои куклы она любит делать из того, что есть под рукой. Фото из соцсетей

Сейчас мне интересно освоить ватную игрушку. Опыт в этом направлении у меня некоторый есть, приходилось реставрировать советских Дедов Морозов да делать грибы из ваты. На самом деле, многое мне интересно. Это и хорошо, и плохо. Бывает, что люди занимаются основательно чем-то одним, а мне и то и другое хочется попробовать. Единственное, что мне не интересно, это сделать куклу из холодного фарфора. Да, я на них любуюсь, смотрю, как сделано платье, но это как скульптура, стоит где-то за стеклом, в шкафу, вся такая недоступная.

- Откуда вы черпаете идеи?

- Из интернета, как правило. Хотя признанные мастера, которых я уважаю и ценю, говорят, что не надо смотреть на чужие куклы, надо искать образы в окружающем нас мире.

Мне повезло, что я в Пскове родилась. Здесь храмы, башни, это все пропорционально, красиво. Псковская эстетика - она особенная, сдержанная, элегантная, и отсюда образы кукол в том числе возникают. Иной раз каких-то книжных персонажей хочется запечатлеть.

 

Последнее время езжу в автобусе и мне там такие удивительные люди попадаются, что я даже фотографирую или зарисовываю образ. Например, как-то ехала девочка с мамой, лет четырех. Курносая, ясные голубые глазки, блондинка, в шляпке. Рядом с ней села точно такая же женщина только в несколько раз больше: крупная, высокая, сбитая. И такой же носик картошкой, такие же глазищи, тоже блондинка. Я смотрю на них и улыбаюсь. Женщина реакцию мою заметила, на девочку посмотрела и тоже заулыбалась — увидела образ. А в другой раз в автобус села женщина с сумками, из одной торчат свечи, банки гремят, вся такая уставшая. Челка прямая, карие глаза с поволокой. Лицо такое интересно вышить, будет выразительный взгляд. Одета так интересно: зеленый берет, бардовая кофта, красные сандалии. Так что жизнь сама образы подкидывает.

- Вы всегда находитесь в работе над какой-то куклой?

- Вовсе нет, ведь и отдохнуть хочется. Бывает, что в огороде занята или выпечкой хлеба. Сейчас, например, у меня два заказа. Я уже знаю, как их сделать, а все никак не могу собраться.

Кукла-Псков

- Есть какая-то кукла, которую особенно хочется сделать?

- В этом году мы с членами нашего клуба «Псковитянка» ездили в Москву на фестиваль лоскутного шитья. Был там кукольный уголок, где мы познакомились с известным в мире кукол искусствоведом Татьяной Басовой. Для меня это как встреча с космонавтом, как подарок судьбы. Сейчас думаю, что это знакомство — некий толчок в моей деятельности, потому что я в какой-то момент оказалась на распутье, насытившись традиционными куклами.

Татьяна Басова предложила попробовать сделать куклу-образ Пскова, а это то о чем я давно мечтала. У нас же нет как таковой псковской куклы. Псковской считается кукла-пеленашка, но она общероссийская, просто в Пскове такая найдена была. Мастер из Великого Новгорода Ольга Олонцева как-то привозила нам куклу в псковском костюме. Это кукла из коллекции Плюшкина [Фёдор Плюшкин (1837-1911) — псковский предприниматель, владелец одной из самых больших частных коллекций в Российской империи - «АиФ-Псков»]. Возможно, он заказывал их у местных мастериц-кукольниц, а может где-то приобрел. Одним слово, не ясно откуда они у него.

Сейчас много кукол традиционных, авторских, их делают профессиональные художники. Они знают, как работать над этими куклами-образами. Я не художник, но у меня есть художественное чутье, вкус и Татьяна Басова, которая все это знает и умеет, готова помочь мне в этом.

В мечтах сделать куклу-образ Пскова
В мечтах сделать куклу-образ Пскова. Фото из соцсетей

Важно найти образ, идею. Мне повезло, я экскурсовод и знаю много всяких историй о Пскове. Надеюсь, это поможет. Надо походить, погулять, помедитировать, возможно, в фантазиях и придут какие-то образы. Я Псков по колористике воспринимаю розово-жемчужным, как наше закатное небо, как жемчуга на иконах. Пока так, но может что-то еще поменяется. В любом случае, это тема не одной недели и даже не месяца, такой долгосрочный проект.

- Вашу куклу можно отличить от других?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. По крайней мере, я к этому стремлюсь. Люди, которые меня знают, узнают моих кукол среди других.

- Значит есть свой стиль?

- Он у всех есть. Когда провожу мастер-класс, то всем выдаю одинаковые тряпочки, делаем одну конструкцию, но куклы у всех разные выходят. И я даже могу сказать, где чья, потому что вижу внешнее сходство с человеком или с его характером.

- Шить куклы — это дорогое удовольствие?

- Смотря какие куклы. Если ты делаешь интерьерную будуарную куклу, то надо заказывать хорошие и довольно дорогие материалы. Мне же интересен крестьянский подход: делать из того, что есть под рукой. Это еще и экологическая тема. Я за то, чтобы давать вторую жизнь вещам.

- Почему же куклы ручной работы порой так дорого стоят?

- Каждый мастер сам назначает цену. Она, как правило, складывается из проделанной работы, опыта, души, в нее вложенной. У меня с этим беда: я не осознаю ценность и цену. Мне часто говорят: «Ты себя обесцениваешь».

В Пскове человек не может позволить купить куклу за 700 рублей. Иной раз торгуя на ярмарке и видя, что ребенок хочет куклу, но мама не заплатит за нее 400 рублей, я продаю ее за 200 рублей. А иногда и просто подарить могу.

У нас сложно продавать игрушки рукодельные. Магазины и лавки ими завалены, но совершенно в них не смотрятся. Тут другой подход нужен. Как раньше на ярмарках делали? Куклу надо обыграть, представить ее покупателю, познакомить их, поиграть в нее и вот тогда совсем иной результат будет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах