Прошлый год ознаменовался увеличением аварийности на дорогах Псковской области. Число ДТП выросло на 12% и унесло жизни 100 человек. В 90% аварий виноваты водители, в подавляющем большинстве случаев — опытные. Что приводит к такие показателям и как проблему решают, «АиФ-Псков» рассказал временно исполняющий обязанности начальника ГИБДД по Псковской области Владимир Папорт.
Камера — не панацея
– Владимир Анатольевич, вы недавно стали начальником областного ГИБДД. Что для вас изменилось, были ли неожиданности?
- Это сложная и кропотливая работа, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения. Произошло много трагедий в этот период, выезжали, разбирались с причинами, условиями, принимали управленческие решения и исполняли контрольно-надзорные функции в отношении собственников дорог и виновников дорожно-транспортных происшествий.
– Итоги 2024 года - какие они?
- На территории Псковской области отмечается рост по всем трем основным показателям: по количеству ДТП на 12%, по количеству раненых на 8,6% и на 33% рост числа погибших. В прошлом году у нас на автодорогах в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 100 человек. Практически 90% дорожных происшествий произошли по вине водителей. Основной массив ДТП - это столкновение транспортных средств, наезды на пешеходов, съезд с дорог, наезды на велосипедистов и опрокидывание.
– Движение становится интенсивнее, сами псковичи больше ездят. В чем причина?
- Увеличение потока транспорта косвенно способствует росту. У нас же увеличилось число выездов на полосу встречного движения, совершаемых с целю обгона.
– Разве камеры водителей не дисциплинируют?
- Одними комплексами фото- и видеофиксации соблюдение правопорядка на улицах наших городов и других населенных пунктов не обеспечишь. Это совокупная работа, в том числе и нарядов дорожно-патрульной службы. В течение года на территории области работало 126 стационарных комплексов и 18 передвижных. До 1 марта появится 46 новых.
– Они в основном будут установлены на федеральных трассах?
- Не только. Это федеральные, региональные и местные дороги. Они появятся в местах, отличающихся большим количеством дорожно-транспортных происшествий, интенсивностью движения. Это могут быть опасные повороты и нерегулируемые пешеходные переходы в населенных пунктах. Новые комплексы будут оснащены не только функциями определения скоростного режима, но и функциями выезда на полосу встречного движения, проезда на запрещающий свет светофора, соблюдения стоп-линии и наличия ремня безопасности. С их помощью получится выявлять несколько видов административных правонарушений.
- Где появятся?
- Великолукский район, Усвяты, автодорога Санкт-Петербург – Невель, граница с Белоруссией, автодорога Псков – Изборск, граница с Эстонией. Все основные магистрали, а также дороги Псков – Гдов, Устюжно – Великие Луки. 46 комплексов - это не окончательное число. Есть договоренность с комитетом транспорта и дорожного хозяйства Псковской области во второй половине года рассмотреть вопрос о введении дополнительных.
Самоуверенность во вред
– Вы сказали, что 90% всех ДТП происходит по вине водителей. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников недавно предложил проследить в каких автошколах они учились, получали права, и сделать рейтинг этих автошкол. Как оцениваете эту инициативу?
- Мы приветствуем, если автошкола выпускает высококлассных специалистов, потому что мы все ДТП, совершенные водителями со стажем вождения до двух лет, разбираем очень подробно. Смотрим, как человек сдавал экзамен, в какой автошколе обучался, достаточно ли там материально-техническое обеспечение. Если будет какой-то дополнительный рейтинг, то мы только рады.
– А вы такой анализ еще не проводили?
- Пока еще не нет. Но могу сказать, что от общего числа ДТП с водителями-новичками составляют порядка 2%. Это очень маленькая часть. Основной же массив нарушителей – водители, имеющие стаж 10–15 лет. У них появляется самоуверенность, что они могут все. Эта самоуверенность часто играет злую шутку.
- Часто ли дорожные условия становятся причиной ДТП?
- В любом случае всю ответственность несет на себе водитель. Однако состояние дорог на аварийности сказывается. Самое часто встречающееся – отсутствие или износ дорожной разметки. Остается проблемой и освещенность улиц. С 23:00 до 5:00 отключается уличное освещение в населенных пунктах, хотя согласно ГОСТу населенные пункты должны быть освещены от заката до рассвета.
– Это вопрос экономии?
- Мы экономим на жизни и здоровье участников дорожного движения и жителей населенных пунктов. ДТП, которые произошли в прошлом году в Красногородске, в Карамышево, случились из-за того, что участки дорог населенных пунктов не были освещены.
– А говорите, что все виноват водитель, но здесь же он ничего не нарушал.
- Водитель должен ехать со скоростью, не превышающей разрешенную на конкретном участке дороги. Если возникла опасность, то надо остановиться. Если ты не можешь увидеть зону в темное время суток, то снижай скорость.
– Но у нас же бывают прецеденты, когда водители обращаются и говорят, что ДТП произошло по вине дорожников?
- Безусловно, такие транспортные происшествия оформляются, обратившимся выдаются документы для дальнейшего обращения в суд с целью возмещения вреда. Как правило, это происходит в весенний период, когда из-за перепада температур идет разрушение дорожно-асфальтного покрытия.
Претензии к содержанию
– А к уборке дорог есть у вас вопросы?
- Конечно. У нас постоянно происходят совещания с комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, с подрядными организациями, вплоть до мастеров, которые обслуживают и дежурят в текущие сутки, организовывая это взаимодействие. В целях профилактики в течение года написано более 270 информационных писем для реагирования дорожными организациями, подрядчикам объявлено восемь предостережений о недопустимости.
– Но здесь же речь не только про неубранный снег?
- Здесь все в совокупности. Большая часть касается наличия на дорогах выбоин, рыхлого снега, превышающего установленную норму, несвоевременной уборки. В течение прошлого года 34 организации привлечены к административной ответственности за ненадлежащее содержание дорог.
– Можно ли назвать муниципалитеты, где больше всего претензий к содержанию?
- У нас были претензии по территории Псковского района, Пскова и Великих Лук, но есть и другие районы – Стругокрасненский и Новосокольнический, где приходилось применять контрольно-надзорные меры вплоть до возбуждения дел об административных правонарушениях.
Помощники Госавтоинспекции
– Насколько велик поток обращений в ГИБДД от рядовых автолюбителей?
- Он есть. И большое спасибо участникам дорожного движения, что они подсказывают места и участки дорог, которые требуют реагирования: где-то гребенка образовалась на дороге, где-то выбоина на проезжей части. На любые сообщения в свой адрес мы реагируем, подключаем подрядные организации, собственников дорог в целях своевременного и быстрого устранения недостатков.
– А какой канал связи самый популярный?
- Официальный сайт Госавтоинспекции. Любые обращения мы рассматриваем и даем соответствующий ответ гражданину.
– Пьяных водителей сдают?
- Да. Не считали, много ли за год, но большое спасибо тем, кто своевременно сообщает. Наряды дорожно-патрульной службы реагируют на эти обращения, отрабатывают информацию, есть задержанные, которых удалось остановить именно благодаря полученной информации.
– А есть ощущение, что таких заявлений становится больше? Раньше считалось, что сдать человека – это настучать.
- Пьяный водитель – преступник за рулем. Это настолько опасный участник дорожного движения, что незамедлительно должен быть отстранен от управления. В целом сотрудниками Госавтоинспекции за прошлый год возбуждено более 1 200 дел об административных правонарушениях в адрес водителей, которые находились за рулем в состоянии алкогольного опьянения, либо отказались от медицинского освидетельствования, выявлено 222 факта повторного управления лицами, лишенными права управления по этой причине.
– А пьяных пешеходов много?
- К административной ответственности за прошлый год привлечено более 2 800 пешеходов, но не все из них были пьяными. Основные нарушения - переход дороги в неположенном месте в зоне видимости пешеходного перехода. Вне населенных пунктов встречаются пешеходы, которые не имеют на одежде светоотражающих элементов, хотя их ношение определено правилами дорожного движения.
– И есть примеры, когда за такое штрафуют?
- Да, безусловно. Ношение светоотражающих элементов на одежде увеличивает в два раза видимость на темном участке дороги.
Скорые на трассе
– Была анонсирована программа установки на федеральных трассах композитных ограждений. Что они из себя представляют и когда?
- Места определены. Композитные ограждения представляют собой столбики из композитных материалов, которые между собой соединены тросовыми ограждениями. Это не силовые барьерные установки, которые мы видим при опасных поворотах, хотя у них принцип работы такой же. Когда увидим? Пока я затрудняюсь ответить. С собственниками работ идет точечная работа в этом направлении. Они будут установлены только в тех местах, где запрещен обгон. В первую очередь на федеральных дорогах.
– Еще одна инициатива, которая на межведомственной комиссии обсуждалась и была поддержана, это посты дежурства скорых на федеральных трассах.
- Да, это так называемые трассовые пункты скорой медицинской помощи, которые будут базироваться в деревне Лудони Стругокрасненского района и в деревне Новгородка Пушкиногорского района. Их цель – своевременное реагирование на дорожно-транспортные происшествия и максимально быстрая доставка пострадавших в ДТП в медицинские учреждения.
– Это предусматривает нахождения машины скорой помощи на обочине?
- Это предусматривает помещение для отдыха фельдшеров и полной бригады скорой помощи и круглосуточные дежурства в этих местах.
– Сколько таких пунктов надо в идеале?
- Если минимально: два поста на Санкт-Петербург – Невель и два поста на Москву – Балтию.
– А региональные дороги?
- Если мы будем планировать установку и нас поддержат в этом направлении, то они будут установлены с учетом удаленности региональных и местных дорог. Но давайте все-таки посмотрим, как у нас реализуется первый этап.