Примерное время чтения: 7 минут
244

Хорошо забытое старое: появятся ли ларьки у псковских торговых центров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Псков 01/02/2023
Андрей Степанов / АиФ

Минпромторг направил в регионы инициативу об организации возле крупных ТЦ мест нестационарной торговли. Ожидается, что в плюсе останутся все - и торговые центры, и местные производители, которые получат точки сбыта своей продукции непосредственно в местах концентрации покупателей. «АиФ-Псков» узнал, каковы перспективы появления ларьков и палаток возле ТЦ в Псковской области и есть ли потребность в организации таких торговых точек.

Иногда они возвращаются

Ещё совсем недавно большие и маленькие города страны боролись с ларьками и полосатыми торговыми палатками, которые, традиционно, были окружены мусором и голубями, пытающимися найти в этих отходах что-то съедобное. Такие торговые точки стояли на каждом углу, а местами их повышенной концентрации были автобусные остановки, входы на рынки, вокзалы. Хлеб, кассеты и диски, сигареты, помидоры, носки - что только в них не продавалось.

И вот, казалось бы, только власти успели избавить города от этого «визуального шума» и вполне ощутимой грязи, как Министерство промышленности и торговли РФ выступило за возвращение павильонов, киосков, палаток и автолавок. Правда, теперь их предлагается устанавливать у входов в крупные торговые центры.

В пресс-службе министерства сообщили, что такие нестационарные торговые точки смогут занять местные фермеры, а также производители текстиля, одежды и обуви. В результате торговые центры повысят своё товарное разнообразие, а местные производители получат возможность торговать в тех местах, где есть уже сформировавшийся поток покупателей.

При этом в Минпромторге отмечают, что торговые палатки нового поколения всё же должны быть современными, технологичными и выдержанными в едином стилевом решении, которое могут определить муниципальные власти. Кроме того, инициатива носит рекомендательный характер. То есть в конечном счёте регионы смогут самостоятельно решить, нужны ли им ларьки возле современных торговых центров.

Председатель комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Андрей Михеев считает, что инициативу министерства стоит обсуждать с муниципалитетами и руководителями торговых центров, «чтобы не превратить это в хаотичные места продаж». «Всё должно быть индивидуально. У нас все торговые центры разные. Здесь вопрос коммерческих переговоров, коммерческой аренды площадей», - пояснил он. Андрей Михеев заметил, что прилегающая территория относится к торговому центру, поэтому именно администрация ТЦ должна будет следить за состоянием площадки.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылёв напомнил, что Минпромторг ежегодно направляет в регионы рекомендации в части увеличения торговых площадок для поддержания малого и среднего бизнеса. «Этот сектор подкосила пандемия и, конечно, нынешняя ситуация тоже непростая. Поэтому Минпромторг и предлагает такое новшество», - пояснил омбудсмен. Но он согласен с Андреем Михеевым, что инициативу необходимо обсуждать с торговыми центрами, чтобы не пострадал ни арендодатель, ни арендатор.

«Это другое»

Андрей Михеев в целом инициативу Минпромторга поддерживает и также говорит о том, что речь об устройстве стихийных рынков возле торговых центров не идёт. При этом от организации такой нестационарной торговли он видит сплошные плюсы. «Местные производители могли бы продавать свою продукцию в пешей доступности, а покупатели получили бы возможность приобретать, например, свежую зелень, овощи, не тратя время на дополнительные передвижения. «Нужно обговаривать и ассортимент таких торговых точек, никто не говорит о том, что там должен продаваться белорусский трикотаж», - добавил председатель комитета.

Он привёл в пример организацию продовольственных ярмарок Псковского района на парковке торгового комплекса Fjord Plaza, которые вполне востребованы у жителей. А вот тот факт, что рынок «Корзинка» в торгово-развлекательном центре «Акваполис» в конечном счёте закрылся, Андрей Михеев объяснил как раз тем, что там было довольно мало местных производителей.

Аркадий Мурылёв заметил, что некоторые торговые центры и сейчас размещают на своих парковках нестационарные торговые объекты, например, фудтраки. «Они используют этот подход для привлечения новых клиентов. Один из гипермаркетов как-то предлагал организовать у себя на парковке места для продажи плодоовощной продукции, чтобы люди приезжали, покупали что-то с рук у бабушек, а потом уже шли в магазин», - говорит бизнес-омбудсмен.

По его словам, практика организации точек по продаже фермерской продукции у торговых центров есть и в Европе, а в России нередко ТЦ на своих площадях проводят различные ярмарки. «Если подойти грамотно, без строительства палаточных городков, то ничего плохого в этом нет. Нужно с пониманием и вниманием подойти к обоим сторонам. Это же предложение у министерства родилось для того, чтобы развить малоформатную торговлю и привлечь внимание к самим торговым центрам. Если это приведёт к какому-то всплеску экономической активности, то почему бы и нет», - считает Аркадий Мурылёв.

Не на каждый день

Представители крупных торговых центров Пскова и Великих Лук говорят, что пока не готовы к тому, чтобы организовать нестационарные торговые объекты, которые будут работать на постоянной основе. «На наш взгляд, палатки и ларьки - это не цивилизовано. Чтобы организовать цивилизованные торговые места мы и построили торговый центр», - заявил «АиФ-Псков» генеральный директор ТЦ «Апельсин» в Великих Луках Виталий Яковлев.

Специалист «Апельсина» по маркетингу Андрей Расчётов рассказал, что у ТЦ есть опыт проведения весенних и осенних ярмарок, и что это всегда отражается на количестве посетителей торгового центра и, соответственно, на продажах. Но при этом заметил, что есть вопросы и к поведению продавцов на таких ярмарках, и к «бардаку», который они после себя оставляют. Сейчас на постоянной основе возле этого торгового центра работает только фудтрак.

А вот менеджер по развитию псковского ТЦ Fjord Plaza Ирина Вредова уверена, что нестационарная торговля в формате рынка выходного дня будет пользоваться спросом и не видит каких-то проблем в том, чтобы торговый комплекс предоставил под неё площадку. «У нас уже два года подряд на территории парковки проводились сельхозярмарки Псковского района и проходили они успешно, пользовались популярностью», - рассказала она нашему изданию. Правда, при проведении таких мероприятий всю организацию, - установку торговых мест, оборудование туалетов, уборку территории, - на себя брал муниципалитет.

С установкой у входа в ТЦ торговых палаток вопрос уже более сложный. «Надо обсуждать, что это будут за павильоны, надо чётко проработать все организационные вопросы. И ещё важный момент: продукция не должна создавать конкуренцию арендаторам основных площадей в торговом центре», - пояснила специалист.

Нужна «фишка»

Между тем менеджер, который занимается развитием сразу нескольких торговых центров в Пскове, считает, что сами фермеры и мелкие производители не готовы к тому, чтобы постоянно вести торговлю в каких-либо павильонах. «Им не интересно стоять ежедневно. Думаю, что даже если какие-то торговые места появятся, то это будет периодическая история, например, по субботам с 9:00 до 13:00», - поделился он своим мнением с «АиФ-Псков».

У таких предпринимателей, по его словам, как правило не хватает каких-то «фишек» для привлечения клиентов: например, ту же картошку продавать не в мешках, а фасовать в красивые бумажные пакеты. «Производители - они работяги, им не до маркетинговых ходов», - отмечает он.

В то же время эксперт не исключает, что в результате организации точек по продаже фермерской продукции у торговых центров всё же может случится синергия и выгоду получат не только производители. «Эти точки, конечно, могут привлечь тех, кто не ходит в торговый центр. Человек, например, первый раз пришёл за сыром, второй раз пришёл за сыром, а на третий - уже и в сам торговый центр зашёл посмотреть, что же там такое», - заключил он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах