Три года назад псковские реконструкторы из клуба «Чертог Раса» спустили на воду построенную ими копию средневековой ладьи. С тех пор они проделали на ней немало походов, самый продолжительный из которых, - на 120 с лишним километров, - состоялся совсем недавно, в начале августа. О подробностях уникального проекта и дальнейших планах псковских корабелов «АиФ-Псков» узнал у руководителя клуба Александра Бойчука.
Самострой без моторчика
- Давайте начнем с путешествия, которое только что завершилось. Часто ли вы таки вот образом куда-то выбираетесь?
- Это наше третье путешествие в этом году, но первое такое глобальное. До этого мы выходили только в устье реки Великой, заходили в Псков, доплывали до Черехи.
Мы занимаемся исторической реконструкцией. Почти все, кто участвует в наших походах, относятся к этому движению. Одна из наших задач — патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
Когда мы отправляемся в такие путешествия, то ставим цель, чтобы люди могли проверить себя, выйти из зоны комфорта, почувствовать себя туристами тысячелетней давности. Любой наш поход — это установка лагеря, ночевка желательно не в людном месте, практически на земле под натянутым тентом, приготовление еды на костре.
- Еду тоже сами добываете?
- На это просто не хватает времени. Хотя в последнем большом путешествии мы попытались. Однако все десять выловленных плотвичек в итоге были отпущены, потому что для 14 человек, которые сидели на веслах пять часов, этого все равно слишком мало.
- Сколько всего у вас уже было походов на ладье?
- Мы каждый год, начиная с 2019 года, несколько раз куда-то выходим. Как правило, это 3-4 небольших похода, в которых участвует наша молодежь, и один — большой и серьезный. В прошлом году у нас был четырехдневный поход, мы ходили на остров имени Белова [один из островов Талабского архипелага в Псковском озере]. В этом году хотели идти до Самолвы, где строят памятник Александру Невскому, но есть определенные нюансы с прохождением Теплого озера, это приграничная территория, поэтому мы пока от этой идеи отказались.
- Ваша ладья в ГИМС зарегистрирована?
- Пока еще нет. Во-первых, это самострой. Во-вторых, у нее нет мотора. По закону, прогулочное и беспалубное судно длиной до 12 метров можно и не регистрировать. Да у нас в Пскове и нет соответствующих органов, надо ехать в Санкт-Петербург. До ковида были такие планы, но пока эта история затормозилась.
- Отсутствие регистрации вам сильно мешает?
- Из-за этого мы не может поставить на ладью подвесной мотор, но нам это и не принципиально. Что касается наших путешествий, то к нам достаточно лояльно относится и ГИМС, и МЧС. Они понимают, наше судно — это не какой-то плот, который может затонуть.
По волнам средневековья
- Куда же выходили в этом году?
- Прошли по реке Черная до деревни Лудва. Там еще при Екатерине II проходила старая дорога на Гдов. Планировали уложиться в семь дней, потом посмотрели розу ветров по ходу маршрута и сократили путешествие до шести дней.
Вообще, продолжительность пути для нас довольно важна, потому что такое количество гребцов надо чем-то кормить, холодильника у нас нет, а на одной гречневой каше далеко не угребешь.
5 августа мы выдвинулись. Думали, что до Черной речки будем добираться три дня, но нам повезло с погодой: был неплохой боковой ветер, в устье мы вышли на веслах, а дальше прямиком под парусом пошли на остров имени Белова.
Дорога от Наволока до Белова заняла 6-7 часов. На острове переночевали, а уже на следующий день вышли на большую воду Псковского озера. Дошли до Теребища, к тому моменту сильно испортилась погода, но до Лудвы мы смогли добраться.
Когда на другой день выдвинулись в обратном направлении, ветер не был попутным и 16 километров пришлось идти на веслах. Думали вернуться через остров Белова, но ветер сильно изменился и мы пошли через остров Каменка.
Скорость была довольно низкой, мы попали в шторм и было не по себе, особенно тем, кто участвовал в походе впервые. Да, нас могло залить, а вот перевернуть - вряд ли. На Каменке переночевали. Там нас выручили местные жители, которые дали нам лука для каши и смазки для весел.
На следующий день были уже дома. В итоге наш путь составил 121 километр, преодолели мы его за 4 дня.
- К таким путешествия надо долго готовиться?
- Подготовка ладьи занимает примерно неделю. Дольше всего приходится собирать команду, потому что найти 14 человек, готовых одновременно стартовать в середине недели, сложно. У нас на лодке 6 пар весел и 12 гребцов. Если гребут 8 человек, то при хорошем встречном ветре мы стоим на месте. Когда гребут 12 человек — движемся со скоростью 3-4 километра в час. Габариты судна не позволяют иметь маленькую команду. Маленькой командой мы ходим в устье и по речке.
- В походах участвует уже сформировавшаяся команда?
- Из той команды, что в прошлом году ходила на остров имени Белова, сохранилось 60%. Остальные поменялись. Однако все участники очень опытные и хоть раз да в подобный поход ходили. Им не надо объяснять, как поднять парус или его отрегулировать.
В такие путешествия мы берем ребят из дружественных реконструкторских клубов. В этом году участвовали ребята из «Усадьбы». Среди них был преподаватель исторического факультета Псковского университета, благодаря чему наш поход превратился в большую экскурсию по миру средневековья. Кроме того, в походе участвовали реконструкторы из клуба «Тальскег» Соснового Бора Ленинградской области.
- А где вы ладью храните, когда ее не пользуетесь?
- Раньше мы ее грузили на фуру и перевозили на базу, где ее строили. Это было довольно дорого. Потом договорились о постое в порту в Наволоке на реке Каменке. В этом году она у нас там еще и зимовала. Мы ее просто вытащили на берег, накрыли, и она спокойно простояла. С июня по октябрь она стоит просто на воде.
Сейчас поход закончился, мы ее почистили, залили 2-3 тоннами воды и накрыли тентом. Водой надо обязательно заливать, потому что иначе доска может лопнуть, так как с одной стороны холодно и мокро, а с другой — сухо и жарко.
Дорогое удовольствие
- Когда ладья была построена?
- Мы начали работу в 2018 году. Под строительство выиграли грант Росмолодежи. Там сумма была смешная — 300 тысяч рублей, причем на материалы было заложено примерно 150 тысяч. Мы были молоды и наивны, полагали, что этих средств нам хватит.
Первый раз запустили ладью на псковском фестивале в честь воеводы Шуйского в сентябре 2018 года, это был такой полуфабрикат, лодка, которая наверное бы не выдержала нормального похода.
К Ганзе [международный фестиваль городов, входивших в средневековый Ганзейский союз, который проходил в Пскове в июне 2019 года] мы ее доработали, усовершенствовали и она приняла участие в празднике. Ее почему-то называли ганзейской ладьей, что в корне неверно. Есть ганзейский ког, а у нас просто средневековая ладья.
- А куда вы отправились на ней в самый первый раз?
- Хотели доплыть на тот же остров Белова, но до него не дошли: попали в страшный шторм, испугались и развернулись, потому что опыта у нас не было на тот момент. Когда стоишь на месте полтора часа и совсем не двигаешься — те еще ощущения.
У нас тогда кроме мачты ничего не было. Мы взяли тент, под которым спали, натянули его на эту мачту и под таким импровизированным парусом убежали в Жидилов Бор. После этого мы ладью еще доработали: сделали усиление и нарастили борта.
- Сколько же в нее вложено помимо тех 300 тысяч, что вы получили по гранту?
- Последние годы я называю сумму в 600 тысяч рублей, но мне уже кажется, что уже больше. Даже чтобы привести ее в порядок перед новым сезоном требуется немало средств. Это я еще не говорю про транспортные расходы команды - до Наволока 20 километров, а ездить приходится часто.
Только на просмолку ладьи нужно 5 тысяч рублей единоразово. В этом году мы решили сделать косой парус, пришлось купить новые веревки, поменять такелаж, а еще мы внесли изменения в мачту и блоки, которые ее поднимают. Сумма, которая была потрачена, - 35 тысяч рублей. За этот год окончательно истерлись весла и на следующий год надо будет заменить все 14. В среднем заготовка одного весла стоит 1 тысячу рублей. Каждое надо промаслить. Литровая банка масла тоже стоит тысячу. Ее хватает на то, чтобы покрыть 8 весел по одному разу, а надо - 2-3. Думаю, что новые весла выйдут нам в 20 тысяч. А еще мы подумываем дошить еще один борт, потому что хотим идти в Чудское озеро, а там как на море.
Совместные путешествия
- Новые ладьи строить не собираетесь?
- Хотелось бы. Нам предлагают построить ладью больше нашей, но куда уж больше, на нашу-то сложно набрать команду. Да и большие лодки не для наших озер, они довольно мелководные. Мы, наоборот, планируем построить что-то поменьше размером. Хотим, чтобы команда, которая на ней могла идти, была не 12 человек, а 8-9.
- Сколько времени может потребовать новое строительство?
- Первый полуфабрикат мы построили за 8 месяцев, в среднем отдавая этому занятию по 5-6 часов 5-6 дней в неделю после работы. Достройка заняла еще два месяца, доведение ее до совершенства - еще три. Думаю, что если бы мы строили сейчас, то при восьмичасовой занятости справились за три месяца.
- Наши соседи из эстонского Тарту несколько лет назад на средства Евросоюза тоже построили копию средневекового кога, с которым активно участвовали в ганзейских корабельных парадах. И вообще он служит отличным туристическим аттракционом. Вы с ними как-то сотрудничаете?
- Нет, но надеемся, что кода-нибудь до них доберемся. Надо дождаться, когда закончится коронавирус и вписаться в участие в международных проектах. Это хорошая история сотрудничества. Устроить совместное путешествие было бы здорово.
- А в России единомышленники у вас есть?
- Конечно. Мы не одни этим занимаемся. Самые крутые ребята живут в Ельце Липецкой области. Там проводится самый большой реконструкторский фестиваль в России и один из самых серьезных в Европе: «Русборг», на который собирается порядка полутора тысяч человек.
За пять лет они построили дубовый 18-метровый драккар. В этом году хотели идти в Стамбул через Черное море, но ковид помешал. Теперь вместо этого они собираются идти по Ладоге и Онеге. Интересные ребята есть и в Санкт-Петербурге - морская дружина «РУС». Они тоже строят лодки, исторические копии вспомогательных ладей, девятиметровые суда. Одно из них было у нас на Ганзе.
- Собраться вместе не было мысли?
- Финансово сложно. В том году питерские ребята собрали три ладьи и ходили по Ладоге, нас с собой звали. Но чтобы нам привезти туда свою ладью, надо заказывать фуру. Поэтому мы и хотим скорее построить ладью поменьше, обзавестись лодочным прицепом и выезжать на такие мероприятия.