Командование Северного флота и соединения подводных лодок, моряки гарнизона Оленья Губа в Мурманской области в среду приняли участие в среду в церемонии открытия памятника экипажу подводной лодки С-80. Памятник выполнен в виде стелы, за которой на стене нанесены имена погибших подводников.
В этом году исполнилось 50 лет со дня гибели дизельной подводной лодки С-80. Катастрофа 21 января 1961 года стала первой послевоенной потерей Северного флота, погибли 68 подводников. Лодка вышла в Баренцево море для отработки боевых задач.
Занимала подводное положение на перископной глубине с открытой трубой для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины. Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха −5 °C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30.
В дальнейшем, в результате расследования комиссии СФ было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.
Дизельные двигатели остановились, как только вода попала в их систему вентиляции. Матрос-моторист V отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо). Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться.
После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.
Лодку обнаружили только в 1968 году. Уникальная операция по подъему С-80 началась 9 июня 1969 года. Она стала первой в мировой практике подводных работ по подъему с почти 200-метровой глубины корабля подъемной массой свыше 800 тонн. Останки подводников захоронили в поселке Оленья Губа.
«Сегодня мы отдаём дань памяти всем морякам, до конца выполнившим свой воинский долг, тем кто в мирное время, не щадя своего здоровья и жизни, нес трудную службу во славу нашего Отечества», - сказал заместитель командующего Северным флотом контр-адмирала Анатолий Минаков.
С-80 — советская дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами. Первая подводная лодка проекта 644. Заложена 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький. 21 октября 1950 года была спущена на воду и 1 ноября доставлена в Баку на Каспийское море для прохождения государственных испытаний. 2 декабря 1952 года после завершения испытаний включена в состав Северного флота, где проходила службу до середины 1957 года.
С июля 1957 года находилась на капитальном ремонте на заводе в Северодвинске, где была переоборудована в соответствии с проектом 644. Модернизация заключалась, в частности, в установке двух внешних контейнеров для крылатых ракет П-5. В апреле 1959 года вновь вернулась в строй, в состав 212-ой бригады подводных лодок Северного флота. Порт приписки — Оленья Губа.