28

Сегодня отмечается 25-летняя годовщина аварии на подлодке К-219

К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения. Лодка была заложена 28 мая 1970 года в цехе № 50 на «Севмаше» в Северодвинске по проекту 667А «Навага» под заводским номером 460.

Спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. 8 февраля 1972 года К-219 вошла в состав Краснознаменного Северного флота с базированием в Гаджиево. В 1975 году К-219 была модернизирована по проекту 667АУ «Налим», капитальный ремонт прошла в 1980 году.

3 октября 1986 года на лодке произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена.

Сегодня в полдень в Никольском Морском Соборе будет отслужена панихида по погибшим, сообщили в Санкт-Петербургском Клубе моряков-подводников и ветеранов ВМФ.

3 октября, ранним утром, во время выполнения манёвра «Сумасшедший Иван» (манёвр с целью обнаружения следующей в кильватере лодки противника) ракетная шахта номер 6 полностью разгерметизировалась и в неё хлынула вода. Попытки откачать воду результата не достигли.

В связи с этим офицер по ракетному вооружению Петрачков предложил всплыть до глубины 50 м, заполнить ракетную шахту водой и выстрелить ракету аварийным запуском маршевых двигателей. Смена глубины была необходима, чтобы защитить ракету от разрушения в ракетной шахте под действием высокого водяного давления.

Для заполнения ракетной шахты крейсеров класса «Налим»/«Навага» водой необходимо примерно 5 минут. Времени не хватило, и ракета взорвалась ещё в шахте. Взрыв разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, некоторые упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали производить ядовитые газы.

Через пробоину на ракетной палубе, примерно в середине корпуса крейсера, поступила вода, в результате чего корабль мгновенно «провалился» на глубину порядка 300 метров, что составило почти максимально допустимую глубину погружения. В момент взрыва крейсер дрейфовал, и рули были в нейтральном положении. Когда лодка «провалилась» до глубины 350 метров, командир Британов решает продуть все цистерны, чтобы избавиться от балластной воды. Одновременно были запущены винты для выполнения режима экстренного всплытия, когда лодка по крутой траектории стремится к поверхности воды. Через две минуты после взрыва К-219 выскочила на поверхность воды.

Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки. Из-за ядовитых газов лодка фактически была разделена на две независимые половины: командный и торпедный отсек в носу были изолированы ракетным отсеком от медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков в корме.

В первые минуты после аварии погибли трое моряков. Офицер Николай Беликов и матрос Сергей Преминин при температуре в 65 градусов сумели вручную заглушить силовую установку. Тем самым подводники предотвратили радиационную катастрофу, которая могла превзойти по масштабу аварию на Чернобыльской АЭС. Матрос Преминин погиб в реакторном отсеке.

К-219 исчезла с поверхности океана утром 6 октября, унеся с собой на глубину порядка 5 500 метров 14 ракет с ядерными боеголовками и два ядерных реактора. Существует вероятность того, что командир Британов собственноручно отправил на дно К-219, так как он наверняка понимал, что обречёт весь экипаж на гибель, приказав вернуться на крейсер.

Хотя наиболее вероятно, что К-219 затонула, приняв через ракетный отсек слишком много воды. Командир покинул тонущую субмарину, когда ограждение рубки поравнялось с уровнем воды и перешел на спасплот, пишет Википедия.

Четыре человека погибли на борту К-219: командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр, матрос по вооружениям Смоглюк Николай, машинист Харченко Игорь, реакторщик Преминин Сергей.

Впоследствии из членов экипажа, переживших катастрофу, умерли ещё четыре человека: Марков В. капитан 3-го ранга, Карпачев В. капитан-лейтенант, Красильников И. капитан 2 ранга, Садаускас Р. старшина 1 статьи.

По возвращении в Советский Союз командир Британов ожидал суда в Свердловске до мая 1987 года, когда при новом Министре Обороны СССР Дмитрии Язове с него были сняты все обвинения. Однако с флота И. Британов был уволен.

11 лет спустя Сергею Преминину было посмертно присвоено звание героя России. По заказу Клуба моряков подводников выпущен номерной памятный знак «25 лет трагической гибели К-219». Автор знака - Леонид Кузьмин.

50 знаков предназначены для членов экипажа К-219 и членов семей погибших. Первые три знака уже отправлены в Красавино Вологодской области - родителям Сергея Преминина, в музей его памяти и Дине Рапаковой, основателю и хранителю музея, пишет БалтИнфо.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах