Примерное время чтения: 5 минут
304

Радуга Владимира Фомина. Российские школьники узнают Карелию по картинам художника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ - Карелия" 31/01/2012
Фото: АиФ-Карелия

 Хотя Владимир Фомин уже много лет пишет свои картины в Петрозаводске. А в тех городах и странах, где выставляются его красочные полотна, Фомина называют «карельским» художником. Поскольку живёт в Карелии, откуда и сюжеты его необычных картин.

Сохранить детство в себе

Зато о художнике давно и немало знает волгоградская учительница русского языка и литературы Ольга Михайловна Реут. Знакомство это случилось благодаря жене художника Светлане Громовой - бывшей ученице Ольги Реут. Она вышла замуж за художника Фомина и навсегда стала его единственной музой. Двадцать лет их жизни прошли в Карелии. А Ольга Реут продолжала учить детей русской словесности. Они переписывались, иногда гостили друг у друга. Побывав в мастерской художника, увидев его картины, Ольга Реут стала горячей поклонницей его творчества. Мало того, в школе №98 Волгограда, где она уже 15 лет преподаёт русский язык и литературу, по картинам Фомина ученики пишут сочинения. Именно в этой школе по инициативе учителей-словесников родился проект «Прикоснись душой к радуге», который целиком и полностью посвящён творчеству Владимира Фомина. Некоторые из школьных сочинений удалось прочесть и убедиться: это один из тех счастливых случаев, когда картины нашли своего зрителя.

Наш корреспондент нашла возможность побеседовать с инициатором проекта Светланой Реут.

- Когда и почему появился на свет ваш проект?

- У проекта есть даже день рождения - это 22 февраля 2010 года. В этот день я получила электронное письмо от Светы Громовой с фотографией новой работы Владимира, которая называлась «Щенок». Я распечатала репродукцию на принтере и принесла в школу. Показала своему 5 «Б», где была классным руководителем. Детям не просто понравилась картина - у них загорелись глаза. И тогда мне пришло в голову предложить ребятам написать сочинение по этой картине. Итог меня ошеломил. Самая замкнутая девочка в классе, которую я никак не могла «разговорить» на уроке литературы, суть этой картины увидела глубоко и неожиданно для меня: «Солнце немного страшное, мир искажённый, пёс одинок. Может быть, он болел и от этого чувствует себя отверженным. Пёс бежит от холодного солнца, чтобы найти другое, тёплое…» Пробовала показывать репродукцию взрослым. Скажу честно, замотанные заботами, одни отмахивались, другие бросали на ходу несколько дежурных слов: «О, как красиво! Просто прелесть! Извини, надо бежать!». А дети никуда не спешили, рассматривали картину внимательно.

Как-то я смотрела фильм о другом самобытном художнике, Ефиме Честнякове, - в нём прозвучала поразившая меня своей точностью фраза: «Насколько в человеке уцелел ребёнок, настолько он и личность». Мне кажется, Фомин как раз такой человек - сохранивший в себе детство и все его волшебные краски.

Прикоснуться к радуге

- Из картин Фомина у вас есть самые любимые?

- Конечно. Это «Мальчик на олене», «Языческий огонь голубых скал», «Путь к богам», «Изысканный жираф», «Пасхальный олень», «Пасха», «Королева». Знаете, однажды я даже принесла репродукцию картины «Изысканный жираф», которую Фомин посвятил стихотворению Николая Гумилёва, в одиннадцатый класс на урок о творчестве этого поэта. Немного волновалась. Но зря. Урок, как потом выяснилось, запомнился многим. И поэтом Гумилёвым, и художником Фоминым, о котором я не преминула рассказать моим старшеклассникам.

Но по-настоящему «забурлил» мой пятый класс. Дети просили принести другие репродукции картин Фомина. И кто-то предложил написать ещё одно сочинение по его картинам. А по программе как раз и полагался такой урок: предлагалось написать сочинение по картинам одного из художников. Мой класс дружно выбрал Фомина. Потом мы писали сочинения по картинам из серии «Сказки Севера», «Кижи», «Калевала» и другим, на выбор.

Одна из учениц выбрала, на мой взгляд, сложную для понимания в этом возрасте репродукцию «Восхождение. Подарок К. Малевичу». И вот читаю в её сочинении: «Это самая необычная картина из всех, что я видела. Она о том, как нелегко быть художником. На картине он везёт за собой дом. Наверное, он этим хочет сказать, что часто путешествует не только по разным городам и странам, но и по своим картинам тоже. На картине нет лица художника. Сначала я не поняла, почему. А потом подумала и догадалась: «Он не нарисовал лицо, потому что лицо - это его картины».

- Потрясающе! А сам художник читал эти сочинения?

- Да, конечно. Я отправила их Фомину. Он быстро и очень тепло на них отреагировал. И даже прокомментировал отзывы ребят. Дети были счастливы и даже ошеломлены: ведь они впервые общались со знаменитым художником. А одной девочке в ответ на её трогательное сочинение Владимир Фомин прислал в подарок свою картину «Заяц».

- Символом одной из выставок Фомина за рубежом стал именно заяц с его картины. Почему?

- Может быть, потому что сам Владимир родился в год Зайца и считает его своим талисманом. Он много раз писал себя в виде зайчика на руках у Мадонны-мамы. Или просто зайчиком, спрятавшимся в снегу. Неожиданные, по-детски радостные картины Владимира Фомина словно дают нам такой шанс: стать добрее, видеть больше красок в этом мире и не бояться их.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах