Примерное время чтения: 6 минут
48

Учёба в школе без ущерба здоровью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. "АиФ - Псков" 31/08/2011

1 сентября - праздник первого звонка, самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это праздник и для тех, кто не впервые сядет за парту и сделает очередной шаг по длинной, полной открытий школьной дороге. Впрочем, после праздничной даты следует и 2-е, и 3-е сентября…

Школьник попадает в другую среду, где нужно выполнять определённые требования. Немаловажную роль в школьной жизни играют питание и безопасность. Поэтому в связи с началом учебного года мы публикуем полезные советы от специалистов по питанию и управления ГИБДД по Псковской области.

Пища для ума

Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжёлый труд, но одновременно и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Напряжённая умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. А всё, что связано с интеллектуальным трудом, зависит от запасов в организме углеводов, в основном глюкозы. Понижение содержания глюкозы и кислорода в крови ниже определённого уровня ведёт к нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися.

Евгения Абрамова, врач-диетолог Детской областной больницы (Псков) советует больше внимания уделять завтраку. Зачастую этот первый за день приём пищи сводится к чаю с бутербродом. А ведь до обеда ребёнок будет находиться в состоянии интенсивного умственного напряжения, поскольку, согласно требованиям к составлению расписания уроков, наиболее «сложные» предметы (математика, русский, иностранные языки) стоят первыми в списке.

- Поэтому в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех). Но не стоит доверять так называемым «быстрокашам» - каша из пакетика хоть и более удобна в приготовлении, но менее полезна. Продукт должен обладать высокой усвояемостью - степенью использования компонентов пищи организмом человека. Для сравнения: столь любимый всеми шашлык перерабатывается организмом в течение 6 часов, тогда как паровая котлета - за час.

К сожалению, отмечает собеседница нашего корреспондента, большинство людей гонится за вкусом. Этому всячески способствуют современные производители. А ведь употребление чипсов ведёт фактически к «уничтожению» слизистой микрофлоры кишечника.

В семье должны существовать традиции приёма пищи, считает врач.

Избежать проблем с желудком может позволить отработанный режим питания. В идеале принимать пищу лучше всего не менее 6 раз в день. Причём небольшими порциями. Последний приём пищи лучше всего совершать не позднее семи часов вечера.

Врачи-диетологи обеспо­коены растущим числом пациентов с проблемами ожирения и болезнями желудка. По словам Е. Абрамовой, уже попадаются даже четырёхлетние пациенты с готовым гастродуоденитом.

В случае заболеваний желудка врачи рекомендуют проконсультироваться и с невропатологом, поскольку организм человека - совокупность различных взаимосвязанных систем. И вполне возможно, что ребёнок, жалующийся на боли в желудке, получил «двойку» по контрольной или его обзывают одноклассники…

- В семье должно быть слово «нельзя», - считает Евгения Абрамова. - Ребёнок должен усвоить, что нельзя есть на голодный желудок чипсы, нельзя отказываться от супа, нельзя есть перед компьютером.

Нехитрые правила, но с них и начинается здоровье.

Берегись автомобиля

Если проблемы пищеварения можно считать внутренними, то опасность на дорогах подстерегает извне.

Сотрудники Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области  обращаются к тем, у кого есть дети, - к родителям - и к тем, кто каждый день, общаясь с детьми, даёт им новые знания, готовит их к вступлению во взрослую жизнь - к учителям, воспитателям дошкольных учреждений с просьбой ещё раз напомнить детям о правилах дорожного движения:

- переходить дорогу можно только в установленных местах по пешеходному переходу;

- переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом;

- переходить дорогу можно только убедившись, что с обеих сторон нет машин;

- разрешает движение только зелёный сигнал светофора, но и он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу, надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет;

- обходить транспортное средство (например, стоящий на остановке автобус) опасно как спереди, так и сзади, т.к. оно большое и из-за него ничего не видно - необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрёстка или подождать, пока автобус уедет;

- то же самое касается других предметов, загораживающих обзор (заборы, стоящие машины, кусты, деревья, зимой - сугробы): лучше отойти от них подальше и перейти дорогу, где безопасно;

- многие школы находятся на тихих улицах или во дворах, где машины проезжают крайне редко и с небольшой скоростью. Детей это часто дезориентирует, они перестают на этом участке дороге чувствовать потенциальную опасность и даже зачастую не смотрят по сторонам. Здесь и может случиться беда! Необходимо быть внимательными на любой дороге и даже на тротуаре;

- во дворе также нужно быть внимательными: опасно выбегать из подъезда, т.к. для проезжающего мимо водителя это будет неожиданно, и затормозить сразу он не сможет;

- дети не имеют права выезжать на проезжую часть на велосипеде до 14 лет, а на скутере - до 16-ти.

Особую осторожность должны соблюдать родители первоклашек. В течение первых недель большинство детей в школу водят взрослые, а затем ребёнок уже самостоятельно преодолевает путь до школы и обратно. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, нужно выбрать один, самый безопасный маршрут и ходить только им, обращая внимание малыша на все опасности, которые могут встретиться ему на пути. Ребёнку нужно дать возможность пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны.

Лето закончилось, с ним закончилась и свобода. На школьников наваливается учебная нагрузка, появляется рассеянность и невнимательность. Родители могут помочь ребёнку справиться со школьными трудностями, проявить заботу и внимание. У здорового ребёнка больше шансов увидеть, что в школе есть и положительные моменты.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах