Примерное время чтения: 6 минут
275

Место службы - Полярный. На выбор профессии повлиял фильм «Командир счастливой Щуки»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ на Мурмане" 03/08/2011

Подлодки видел только в кино

О том, как празднуют день ВМФ бывшие морские офицеры, как они живут на гражданке и что им помнится из военного прошлого, корреспонденту АиФ рассказал Розганов Сергей Михайлович, капитан 1 ранга запаса, бывший заместитель командира бригады дизельных подводных лодок ЗАТО Полярный.

- Праздник этот для нас теперь скорее семейный. Собираемся всей семьёй, естественно, достаётся из шкафа военный китель, сидим за праздничным столом и просто вспоминаем былое. Приходят близкие друзья. Поздравляем друг друга по телефону.  Телефон не умолкает дня два-три.

- А что определило ваш выбор профессии?

- Профессию выбрал осознанно, хотя подводные лодки видел только в кино. Но династию продолжил. Мой отец 35 лет прослужил мичманом. А на мой выбор морской специальности повлиял фильм «Командир счастливой Щуки».  Потрясающая картина о подвиге моряков Северного флота. Была такая гордость за героев, что я твёрдо решил стать подводником. Вот сегодня жизнь даёт большие возможности всем, и, кажется, начни раньше - сделал бы большой бизнес, но я не жалею о своём выборе и прямо сейчас, если бы было можно, ушёл бы в автономку со своим экипажем дизельной подводной лодки  Б-459 (сейчас эта лодка называется «Владикавказ»).

Первый шок

- Сергей Михайлович, а сколько у вас было автономок?

- У меня их было 8. В Средиземном море 4 и 4 здесь, на Севере - в Баренцевом море и Северной Атлантике.

- Какая автономка вам особенно запомнилась?

- Все их я помню, и все они были интересными, и о каждой можно рассказать много. Особенно мне запомнилась самая первая. А всё было так: приехал я по распределению в Полярный, пришёл в службу кадров, меня определили на лодку и сказали: иди и устраивайся. Я и пошёл, обошёл все лодки - моей в базе не нашёл. Прихожу назад, в кадры и спрашиваю: а где же моя лодка? А мне говорят: в Средиземном море. Я растерянно спрашиваю: а как же я на неё попаду? Мне отвечают: не переживай, доберёшься ты до своей подлодки. И добрался: сначала до Севастополя, оттуда до нашей базы Тартус в Сирии. А там и лодка. Я туда ещё 13 молодых матросов привёз. Так началась моя служба. Ещё вчера был курсантом - и сразу автономка, матросы. А на лодке сразу несение вахты, командир доверял вахту, всё было серьёзно. Но командиры нас знали. Мы же за годы учёбы побывали на всех базах Северного флота.

Нас хорошо учили, и практика была хорошей. Так что мы приходили на флот уже готовыми специалистами - на своём, конечно, уровне, нас не надо было доучивать. Так что считаю нашу школу подготовки морских офицеров лучшей. А история поиска своей лодки - это был мой первый шок от службы.

- А что, был ещё и второй шок?

- Второй был после автономки, когда я получил свою первую зарплату в феврале 1983 год за весь период автономки, да  мне ещё и опускные выдали. И у меня был целый чемодан денег, куда их деть, на что потратить - я  и не знал. Так и уехал в отпуск с чемоданом денег. Правда, уезжая из отпуска в обратную дорогу, у мамы занимал. А вообще, когда с автономки приходили, нам сразу на стол путёвку - на отдых в санаторий: и по одиночке, и экипажу, и офицерам, и матросам. Вот как тогда было. Была забота о моряках.

- А сегодня что не так?

- А сегодня что, автономки есть?

- Да говорят, что нет…

- Ну, если нет - значит, так нужно, значит, такие задачи стоят перед флотом.

Военный офицер - готовый управленец

- Сергей Михайлович, а как вы вообще оцениваете боеготовность флота, реформу на флоте?

- Когда ты видел расцвет, точнее, пик мощи флота, когда мы приходили с автономки в базу и нам негде было пришвартоваться - по три борта у каждого причала с двух сторон, то сегодня, конечно, всё смотрится иначе, и кажется, что здесь что-то не так. Но я уже сказал: значит, такие задачи стоят перед флотом.

Совсем другое - реформа флота, массовые сокращения.  Вот приведу пример. За время службы я побывал во многих станах, разумеется, в странах соцлагеря и там, где были наши базы - в Сирии, Ливии, Тунисе, Югославии, был даже в Китае, проработал там год, и скажу, что там, в Китае, каждый офицер на вес золота. Он на учёте, и ему после увольнения (а увольняют там в 42 года) есть гарантированное место в органах госслужбы. Потому что военный офицер, отслуживший 30 лет, командир - это готовый управленец, менеджер, дисциплинированный, ответственный, приученный к порядку специалист, и что важно - в большинстве своём не коррумпированный. Но у нас потенциал бывших военных не используется. А уволенный в запас военный предоставлен сам себе, он в свободном полёте. Конечно, кто хочет устроиться на гражданке - тот найдёт себе место, но это его личная задача. Вот это не совсем, мягко говоря, правильно, должно быть всё по-другому.

- А как вам военная пенсия? Хватает на жизнь?

- Денег сколько ни получай - всё равно мало будет. Но военным лучше, чем гражданским. У нас пенсия чуть больше. А  чтобы достойно жить на пенсии -  надо работать всем: и гражданским, и военным пенсионерам. Главное, чтобы человек мог гордиться своим прошлым, как это делаем мы - военные морские офицеры, нас не пугают трудности, и это морская закалка. Это навсегда!

- Сергей Михайлович, говоря о военно-морском флоте, в канун Дня ВМФ можно ли сказать, что интерес к морской профессии сохранится, ведь сегодня модно, престижно быть белыми воротничками?

- Всегда будут те, кто выберет службу Родине - настоящую мужскую профессию.

Досье:

Сергей Михайлович Розганов родился я в Архангельске в семье мичмана Северного флота, с 1977 по 1982 год учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). С августа 1982 года до 1999 года служил в Полярном. Потом 10 лет  - на военно-морской кафедре МГТУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах