aif.ru counter
55

Выпускник: студент или незнайка?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "АиФ - Карелия" 13/04/2011

Когда-то существовала расхожая поговорка: «Поступил в вуз - забудь всё то, чему учили в школе». За эти годы школьное образование пережило самые разные реформы. А что на выходе?

О нынешних учениках, об уровне их подготовки «АиФ-Карелия» поговорили с одним из самых известных педагогов Петрозаводска Татьяной Петровной Доровской, учителем высшей категории с 37 годами педагогического стажа. Свою работу в школе она уже закончила, а вот расстаться с преподаванием любимых предметов - алгебры и геометрии - до сих пор не получается. Постоянно на пороге чья-нибудь мама умоляет «взять на обучение» великовозрастного дитятю. Поэтому то, как меняется уровень выпускников от года к году, она видит своими глазами.

Провал  90-х

- Скажите, пожалуйста, по сути дела вы сейчас наблюдаете результат многолетней реформы образования. Изменились ли современные ученики?

- Изменились. И не в лучшую сторону. Раньше, к примеру, лет 15 назад, к услугам репетиторов прибегали те, кто хотел поступить на престижный факультет или в престижный вуз. Сейчас ученики, желающие заниматься серьёзно, - редкость. Это 10 процентов от всех учеников, которые приходят заниматься. Остальным просто нужно сдать ЕГЭ.

- Это результат общеобразовательной реформы?

-  Что касается преподавания алгебры и геометрии в школе, ещё несколько лет назад было ясно, что среднее образование не даёт того, что готовило бы детей к учёбе в вузе. Как раз впервые о необходимости коррекции заговорили где-то в конце 90-х годов. Впервые школьная программа попыталась сделать шаг от теории множеств к изучению функций. Но в какой-то момент этот переход застыл, и потом о нём забыли. В стране случился кризис. И всем стало не до школы, не до детей. Родители были заняты своими проблемами, а дети без контроля, без родительской заботы и беспокойства не могут. И держать руку на пульсе нужно, считайте, до конца 9-го класса. А в 10-11 уже поздно. Ребёнок уже может и хочет учиться, но он не понимает, о чём речь. Базы-то нет. Доходило до того, что из начальной школы приходили дети, которые не умели читать. Какие уж тут задачи по математике, если он условие прочитать не может? И как раз в 2004 году в Москве произошёл тот скандальный провал, когда школьники не смогли сдать ЕГЭ. Видимо, в Москве этот провал с детьми случился чуть раньше, чем у нас. В 2001-2002 годах в Карелии впервые был проведён эксперимент с единым экзаменом - результаты у наших карельских детей были хорошие. Но тогда и задания были нормальные, нужного уровня.

Провинциалов готовят лучше?

- То есть планку требований к школьникам стали снижать? Упрощать требования, упрощать задания?

 - Да взгляните сами, - Татьяна Петровна показывает мне два листа с заданиями. На одном - программа для 9-го класса, на втором - для 11-го. Даже не будучи учителем, очевидно: задания для девятиклассников сложнее, чем для выпускников.

- Но как же дети будут в вузе учиться?

- Да никак. Зачисляют-то их по результатам ЕГЭ, а по результатам контрольных потом просто отчисляют. Говорят, что в провинции, правда, ситуация лучше, чем в столицах. За группы иногородних студентов у преподавателей драка - эти ещё хоть что-то знают.

- То есть нас ждёт провал? Страна останется без специалистов?

- Почему ждёт? Он уже начался. Не зря уже порядка 12-15 вузов отказались от приёма учеников по результатам ЕГЭ. Вернее, заявление от выпускников принимают по результатам единого экзамена, а для поступления придётся сдавать всё снова. И это правильно.

- Но можно ли хоть что-то исправить? 

- Конечно, можно. Ещё не всё потеряно, и лет за пять всё можно исправить. Всего-то внимательно пересмотреть общеобразовательную программу. Создать вместо одной - несколько, для каждого школьного возраста свою. Одна программа - для 5-6 классов, другая - для 7-9 и уж для 10-11-х - третья. Специализированное изучение предметов для поступления в вуз - хорошая идея. Но она хороша с класса 10-го, не раньше, когда есть база у ребёнка, когда изучен блок предметов. Я бы в такой блок обязательно включила историю, русский язык (одной литературы мало в старших классах), геометрию, алгебру, физику. И, конечно, необходимо внимание родителей. Они должны быть в курсе всех учебных проблем своих детей. Не только дневник проверять и требовать хороших оценок, а обязательно попытаться разобраться, в чём именно проблема с тем или иным предметом. Сходить к педагогу, поговорить, выяснить, какие меры предпринять. Ведь в первую очередь на родителях лежит ответственность за обучение детей. Школа, какая бы сильная она ни была, не может взять на себя родительскую функцию.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах